ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 
Автор приводит результаты сравнительного анализа двух классически дифференцированных юристами национальных правовых систем – американской и российской. Очевидно, что объявленные правовые системы представляют две основные категории правовых систем: общее право и римское право. Автор исследует отличительные признаки американского федерального и государственного права, традиционно рассматриваемого как часть общего права, доказывая факт интеграции существенных особенностей континентальной Европы и англосаксонских правовых систем. В статье также содержится анализ правовой природы прецедентного права Европейского Суда по правам человека и его выдающегося места в качестве прецедента (который является основным атрибутом общего права) и источника права в Российской Федерации.
В данной статье рассматриваются положительный и негативный подходы к пониманию усмотрения в праве, формулируются его авторское определение, основные признаки, обосновывается необходимость комплексного исследования этого правового явления, а также проблем, возникающих в правоприменительной, правотворческой и правоинтерпретационной практике, в зависимости от характера юридической деятельности. Исследуются основные позиции ученых-правоведов по поводу сущностных характеристик усмотрения в праве.
В статье анализируются правовые средства, являющиеся элементами как механизма правового регулирования, так и юридической техники, приводится их характеристика, указывается назначение. Правовое регулирование общественных отношений рассматривается не только как статическое явление, но и как динамический процесс, показывающий поэтапное движение от одного элемента к другому в их взаимодействии, начиная с правотворчества и заканчивая достижением цели правового регулирования, заключающейся в формировании и укреплении законности и правопорядка в обществе. Предлагается модель работы механизма правового регулирования как совокупности сочетающихся между собой правовых средств на всех стадиях правового регулирования общественных отношений, включая правотворчество, правоотношения и реализацию права. Рассматриваются виды юридической техники. Показывается, с помощью каких приемов и средств производятся различные юридические технологические операции и действия, образующие сумму технологий создания правовых документов и осуществления юридически значимых деяний и процедур. При этом речь идет о тех же правовых средствах, которые являются элементами механизма правового регулирования. И здесь категории «юридическая техника» и «механизм правового регулирования» частично совпадают межу собой. В связи с этим формулируется соотношение категорий юридической техники и механизма правового регулирования, в котором общим является механизм правового регулирования, а частным выступает юридическая техника.
В работе подвергается критике традиционный подход к определению понятия правовой презумпции и ее юридических свойств. Констатируется возможность существования правовых презумпций, не отражающих повторяемость жизненных процессов. На основе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики высших органов судебной власти сопоставляются фактическая и правовая презумпции, правовая презумпция и фикция. Отмечается отсутствие практической целесообразности сравнения правовой презумпции и фикции по критерию их истинности, соответствия «естественному ходу вещей». Тезис о безусловной необходимости возможности опровержения презумпции обоснован лишь в контексте решения задачи объективного установления обстоятельств дела. Однако потенциал правовых презумпций этими рамками не ограничен. Полученные результаты позволили автору прийти к выводу о возможности существования неопровержимых правовых презумпций.
Преступность среди коренных малочисленных народов Севера и деятельность национальных судов в северных районах Западной Сибири привлекают все большее внимание исследователей. Данная статья основана на неопубликованных архивных материалах. В ней рассматриваются характерные особенности преступности среди коренного населения во второй половине 1920-х гг. на примере современной территории ХМАО–Югры. Автор приходит к выводу, что в указанный период на данной территории преобладали две группы преступлений: против государственного управления и против семьи.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
В статье обращается внимание на недостатки конструирования санкций норм о преступлениях, посягающих на объекты флоры и фауны. С учетом характера и степени общественной опасности деяния данной группы отнесены законодателем к преступлениям небольшой, средней тяжести и тяжким преступлениям. На тяжесть преступного деяния указывает санкция уголовно-правовой нормы. Проведенный анализ санкций названной группы преступных деяний показал, что их конструкции далеки от совершенства. Недостатки очевидны при построении единичных и альтернативных санкций, а также санкций с дополнительным видом наказаний. Например, при конструировании соответствующих санкций законодатель одинаково часто использует штраф и лишение свободы; санкции норм о преступлениях, посягающих на объекты флоры и фауны, не все являются альтернативными; степень альтернативности проявляется по-разному; наблюдается разнообразие в подходах законодателя к определению количества дополнительных наказаний и их статуса в рамках преступлений небольшой тяжести, средней тяжести и тяжких преступлений, а также между этими категориями преступных деяний. По мнению автора, у законодателя нет четких критериев конструирования санкций, что, бесспорно, негативно характеризует качество уголовного закона.
Авторы делают вывод, что установление уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ст. 3541 УК РФ соответствует основным принципам криминализации. В работе отмечается, что реабилитация нацизма обладает достаточной степенью общественной опасности, положительные последствия ее криминализации превышают отрицательные, а в российском обществе существует консолидированное мнение о недопустимости подобных действий. Авторы также указывают на недостатки юридической техники, присущие ст. 3541 УК РФ, а именно: несоответствие названия и содержания; частично неправильный выбор родового и видового объекта преступления; отсутствие примечания, ограничивающего сферу действия статьи, что затрудняет правоприменение.
В статье на основе проведенного исследования обобщаются эмпирические данные и дается характеристика региональных криминологических особенностей краж автомобилей. По мнению авторов, специфика способа завладения и последующего сбыта автомобиля предопределяется его маркой и стоимостью. В связи с этим предлагается классифицировать автомобили по их стоимостной категории: дорогостоящие, средней и малой стоимости. Исходя из этого критерия, рассматриваются действия по подготовке к преступлению, место и время совершения краж автомобилей, способы их реализации. На основе судебной практики описываются способы совершения преступлений группой лиц по предварительному сговору и ворами-одиночками, а также особенности сбыта похищенного. Приводятся примеры легализации украденных автомобилей.
В статье изложены признаки, характеризующие сотрудников исправительных учреждений, неправомерно применивших к лицам, лишенным свободы, силовые методы воздействия. Это, в основном, мужчины зрелого возраста, имеющие опыт работы в учреждениях исправительной системы, необходимые навыки профессиональной деятельности, достаточный уровень образования, личная жизнь которых благополучна. Вместе с тем им свойственны так называемые профессиональная деформация и выгорание, а в некоторых случаях – нарушение трудовой дисциплины, непрофессиональное поведение. Помимо этого, для них характерны такие негативные личностные признаки, как неспособность к самоконтролю (самообладанию), эмоциональная неустойчивость, отсутствие авторитета среди осужденных, низкая стрессоустойчивость, неуверенность в себе, неумение разумно действовать в трудных (экстремальных) ситуациях. Знание данных негативных признаков личности сотрудников, неправомерно применивших к лицам, лишенным свободы, силовые методы, может быть полезным для выработки эффективных мер по профилактике рассматриваемого явления в отечественной пенитенциарной практике.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 
В статье рассмотрены проблемы, возникающие в деятельности полиции в процессе реализации такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Перечислены объективные основания, при наличии которых лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно направляться на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Обоснована необходимость внесения в законодательство конструктивных изменений, которые будут способствовать более эффективному предупреждению и пресечению административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.
В статье обсуждаются вопросы развития нового научного направления – административной пенологии, предмет исследования которой нацелен на поиск путей повышения эффективности процедуры назначения и исполнения административного наказания.
Полнота исследования предмета административной пенологии прямо связана с изучением понятия административной ответственности. Актуальность сопоставления двух юридических категорий – административного наказания и административной ответственности – сопряжена с необходимостью разработки недостающих юридически значимых понятий, с пониманием природы административного наказания. Раскрывается вопрос о том, почему законодатель не счел возможным в правовой дефиниции административного правонарушения вместо административной ответственности установить более конкретный и понятный признак – административное наказание.
В заключительной части работы отмечается, что административная ответственность и административное наказание являются понятиями одной юридической природы, вытекающими из понятия административного правонарушения, где первое является общей категорией, а второе – его производная.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с появлением с 1 января 2017 г. нового вида контроля, а именно регионального контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей. Определены субъекты контроля. Отмечено, что отсутствие четкой формулировки предмета контроля препятствует эффективному осуществлению деятельности ее субъектов и порождает возможность двойного контроля организаций отдыха детей и их оздоровления со стороны должностных лиц различных органов государственной власти. Автором сформулировано предложение по устранению пробела в законодательстве, связанного с отсутствием в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях состава административного правонарушения, предусматривающего административную ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
В статье анализируются тенденции деятельности государства по обеспечению безопасности дорожного движения. Отмечается, что большинством исследователей в качестве основной тенденции в данной области выделяется регулярное ужесточение ответственности за нарушения Правил дорожного движения. Автор, частично соглашаясь с данным выводом, отмечает, что усиление ответственности во многих случаях нивелируется принятием норм, отменяющих или существенно снижающих ранее установленные меры наказания. Указывается, что увеличение штрафов за правонарушения в области безопасности дорожного движения было компенсировано возможностью их оплаты в размере 50 % от наложенной суммы. Установление уголовной ответственности за повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения было компенсировано тем, что в санкции за данное преступление определено наказание в виде обязательных работ, сопоставимое по объему с санкциями за грубые административные правонарушения, и тем, что суды в подавляющем большинстве случаев применяют именно этот вид наказания. Делается вывод, что снижение аварийности на дорогах возможно путем определения первостепенных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и последующего планомерного ужесточения ответственности за них.
Статья посвящена проблемам, связанным с изменениями, внесенными в проект новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающимися оценки тяжести нарушений бюджетного законодательства в целях применения мер административной или уголовной ответственности. Исследована возможность совершенствования понятийного аппарата, в том числе термина «ущерб публично-правовому образованию». Проведен сравнительный анализ терминов и понятий для сопоставления категорий «вред», «убыток» и «ущерб». Сделана попытка определения понятия «ущерб публично-правовому образованию» как категории финансового (бюджетного) права. Рассмотрены вопросы отграничения нарушений бюджетного законодательства от недостатков в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, приводящих к неэффективному использованию бюджетных средств. Сформулирован вывод о необходимости включения в новую редакцию Бюджетного кодекса таких категорий, как «нарушения и недостатки, связанные с использованием бюджетных средств», «неэффективное использование бюджетных средств», «ущерб публично-правовому образованию», а также разработки специальной методики расчета нанесенного ущерба публично-правовому образованию.
В статье рассматриваются особенности нормативно-правового регулирования деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации в контексте обеспечения безопасности дорожного движения. Анализируется специфика участия в дорожном движении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров в качестве легкового такси. Обращается внимание на формальность существующих требований, предъявляемых к водителям, претендующим на получение разрешения на осуществление указанного вида деятельности, и обосновывается необходимость их корректировки. Вносятся предложения, направленные на совершенствование законодательства в сфере таксомоторных перевозок. Исследуются отдельные коллизии, возникающие в правоприменительной практике сотрудников Госавтоинспекции при реализации контрольно-надзорных полномочий за соблюдением легковыми такси требований по обеспечению безопасности дорожного движения, и предлагаются пути их возможного разрешения.
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 
В работе представлен анализ имеющихся в юридической литературе точек зрения относительно правового феномена, связанного с фактическим сохранением личных неимущественных прав умерших участников правовых отношений, которые подлежат посмертной защите и в уголовном судопроизводстве. Определяются наиболее существенные из подходов. На основе исследования норм гражданского, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального законодательства, а также с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации делается вывод о делегировании государством правомочий по защите отдельных нематериальных благ умершего участника уголовного судопроизводства его близким родственникам и другим лицам в рамках института правопреемства. Предложено авторское видение уголовно-процессуального преемства прав, позволяющего объяснить цель участия в производстве по уголовному делу соответствующей категории лиц. Определяется содержание их правомочий.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 
Понятию безденежности займа достаточно много внимания уделяется в судебной практике: почти ни один иск о взыскании заемной суммы не обходится без заявления должника о безденежности займа. Однако в научной литературе чаще всего это понятие упоминается вскользь для иллюстрации других понятий и категорий либо для придания разнообразия научной или научно-практической работе. Следует признать, что безденежность займа – это феномен исключительно российского законодательства. Однако ни ученые, ни практики не выдвигают предложений по исключению безденежности как юридической конструкции из действующего законодательства. Думается, что это обусловлено сущностью данного правового феномена, получившего свое наименование в Гражданском кодексе Российской Федерации. Эти нормы следует отнести к категории процедурных норм, которые связывают материально-правовое регулирование признания договора незаключенным исключительно в судебном порядке. Суд не вправе уклониться от рассмотрения заявления о безденежности займа, но в то же время не может ставить этот вопрос по своей собственной инициативе. Однако запрета на обсуждение данного вопроса судом не содержит ни материальное, ни процессуальное законодательство. В отдельных случаях применение принципа состязательности сторон спора может быть ограничено.
В работе рассматриваются особенности правового режима игровых трансляций, размещаемых в сети Интернет. Дана оценка основным подходам отечественной и зарубежной теории и практики к определению правового режима игры. Автором исследуется вопрос о возможности отнесения игровых трансляций к производным произведениям, а также, в случае отсутствия признаков производности, – к публичным показам или исполнениям произведения. В статье представлена классификация и формы игровых трансляций. Рассмотрены присущие правовым системам России, США и Европейского союза исключения, допускающие размещение игровых трансляций в сети Интернет. Сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства в сфере игровых трансляций.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 
В статье через изучение функций цифровой информации и цифровых технологий, которые они осуществляют в современном уголовном процессе различных стран мира, исследуется сущность данных явлений и их значение в рамках дальнейшего развития уголовно-процессуального законодательства. Автор выделяет три функции, реализуемые цифровой информацией и технологиями в производстве по уголовным делам: коммуникативную, доказательственную и интеллектуальную. В части изучения коммуникативной функции автором предлагается классификация стран по уровню внедрения электронного документооборота в уголовное судопроизводство. В статье также описываются особенности реализации данных функций в различных странах мира, выявляются проблемы, связанные с использованием цифровых технологий в уголовном процессе России, а также пути их разрешения.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с возможным изменением института судебного контроля в уголовном досудебном производстве. Проведено сравнительно-правовое исследование зарубежного уголовно-процессуального законодательства, где за последние десять лет произошли существенные изменения контрольной функции суда в связи с введением нового участника уголовного процесса – следственного судьи. Автором анализируются различные оценки разработанной концепции «Возвращение института следственных судей в российском уголовном процессе». Проведен обзор позиций ученых-процессуалистов по данному вопросу и осуществлена оценка как положительных, так и отрицательный моментов концепции. Делается промежуточный вывод, что появление в отечественном уголовном процессе следственного судьи повлечет значительные изменения в правоотношениях, возникающих между субъектами досудебного производства, и в целом изменит современную концепцию судебного контроля.
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС 
В статье рассматриваются процессуальные вопросы пересмотра по новым обстоятельствам судебного решения, вступившего в законную силу, на основании правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации. Исследование базируется на нормах Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также позициях Верховного Суда Российской Федерации. Приводится опыт судов по данной категории дел. Критически оценивается нарушение судами при рассмотрении гражданских дел по заявлениям заинтересованных лиц законно установленного порядка судопроизводства.
Авторами проведено актуальное комплексное научное процессуально-правовое исследование, в котором анализируются аспекты конституирования судебных доказательств в российском гражданском и административном судопроизводстве (на основе Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Концепции единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации); вопросы использования института недопустимых доказательств в гражданском процессуальном законодательстве Республики Казахстан (на основе анализа статьи 66 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан), негативное влияние на российскую судебную практику отсутствия детального регулирования института недопустимых доказательств в цивилистических процессуальных кодексах (на примерах фактического использования в российской судебной практике в качестве относимых судебных доказательств сведений об обстоятельствах дела, полученных с помощью полиграфа). Предлагается совершенствование российского процессуального законодательства путем закрепления института недопустимых судебных доказательств.
В условиях реформирования процессуального законодательства, появления новых видов судопроизводств, разнообразия и стремительного развития материальных и процессуальных правоотношений актуализируются проблемы определения статуса отдельных лиц, участвующих в деле, в гражданском процессе. Отмечается необходимость определения правового положения сторон приказного производства, конкретизации роли прокурора в процессе, правого положения субъектов, поименованных в ст.ст. 46 и 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, включая Уполномоченного и лиц, не привлеченных к участию в деле, в отношении которых судебным постановлением разрешен вопрос об их правах или обязанностях. В контексте унификации цивилистического процесса предложены рекомендации, направленные на совершенствование гражданского процессуального законодательства, определяющего правовой статус отдельных лиц, участвующих в деле, в гражданском процессе.
ISSN 2658-7610 (Online)