Preview

Сибирское юридическое обозрение

Расширенный поиск
Том 19, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 

6-22 126
Аннотация

В статье на основе комплекса архивных материалов показана эволюция взглядов известного российского юриста Анатолия Федоровича Кони в 1900–1910 гг. на сущность и принципы уголовного процесса. А. Ф. Кони развивал свой творческий потенциал в трех аспектах: практическом, теоретическом и законодательном. В начале ХХ в. на первый план выступает его теоретическая и законодательная деятельность. Как практический юрист он активно участвовал в составлении комментариев к Уставу уголовного судопроизводства (давал научную оценку заключительным прениям в суде, обвинительной речи прокурора, частному обвинению, защитительной речи адвоката, заключению прокурора в кассационном производстве и пр.). В качестве участника законодательного процесса Кони отстаивал в Государственном Совете (в начале 1910-х гг.) законопроекты, направленные на улучшение процессуального права. Выступал за сохранение обряда предания суду, настаивал на изменении разъяснения присяжным заседателям вопроса о наказании в отношении обвиняемого, ограничении полномочий мирового судьи и пр. Особенно активно роль А. Ф. Кони как сенатора проявилась в 1917 г., когда, будучи председателем подкомиссии по изменению Устава уголовного судопроизводства, он оказал решающее влияние на изменение судебного процесса в России. Значительный вклад в развитие основ уголовной юстиции внесла работа А. Ф. Кони «Судебная этика». В ней он установил высокую этико-правовую планку поведения для всех участников процесса. В исследовании подробно разбираются те правовые институты уголовного процесса, которые стали объектом изучения со стороны сенатора. В том числе принципы процессуального права, порядок рассмотрения дел о преступлениях печати, процедура обряда предания суду, порядок разъяснения присяжным заседателям последствий вынесенного ими приговора, статус частного поверенного, статус прокурора в суде и пр. Отдельно рассматриваются представления сенатора об эволюции процессуальных норм. Целью данной работы является установление вклада А. Ф. Кони в развитие уголовного судопроизводства через его научную и законодательную деятельность. При подготовке публикации использовался проблемно-хронологический и исторический методы.

53
Аннотация

В статье на основе комплекса архивных материалов показана эволюция взглядов известного российского юриста Анатолия Фёдоровича Кони в 1900-1910-х годах на сущность и принципы уголовного процесса. Кони развивал свой творческий потенциал в трех аспектах: практическом, теоретическом и законодательном. В начале ХХ века на первый план выступает теоретическая и законодательная деятельность сенатора. Как практический юрист он активно участвовал в составлении комментариев к Уставу уголовного судопроизводства (где давал научную оценку заключительным прениям в суде, обвинительной речи прокурора, частному обвинению, защитительной речь адвоката, заключению прокурора в кассационном производстве и пр.).Как участник законодательного процесса Кони отстаивал в Государственном Совете (в начале 1910-х годов) законопроекты, направленные на улучшение процессуального права. Отстаивал сохранение обряда предания суду, настаивал на изменении разъяснения присяжным заседателям вопроса о наказании в отношении обвиняемого, ограничении полномочий мирового судьи и пр.Особенно активно роль сенатора проявилась в 1917 году, когда, будучи председателем подкомиссии по изменению Устава уголовного судопроизводства, Кони оказывал решающее влияние на изменение судебного процесса в Российской республике. Огромный вклад в развитие основ уголовной юстиции внесла работа Анатолия Фёдоровича – Судебная этика. В ней он установил высокую этико-правовую планку поведения для всех участников процесса.

В исследовании подробно разбираются те правовые институты уголовного процесса, которые стали объектом изучения со стороны сенатора. В том числе, принципы процессуального права, порядок рассмотрения дел о преступлениях печати, процедура обряда предания суду, порядок разъяснение присяжным заседателям последствий вынесенного ими приговора, статус частного поверенного, статус прокурора в суде и пр. Отдельно рассматриваются представления сенатора об эволюции процессуальных норм.

Целью данной работы является установление вклада А.Ф. Кони в развитие уголовного судопроизводства через его теоретическую и законодательную деятельность. При подготовке публикации использовался проблемно-хронологический метод, а также исторический метод.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 

23-38 125
Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к преждевременному прекращению жизни неизлечимо больного пациента как на уровне отдельно взятого государства, так и на международном уровне. Целью проведенного исследования является пересмотр установленного ранее подхода к применению эвтаназии на территории Российской Федерации. Иной взгляд на это явление необходим в том числе потому, что в некоторых случаях лишь преждевременное прекращение жизни человека может быть единственным способом прекратить его страдания от напрасной борьбы с неизлечимой болезнью. Трудности, связанные с применением процедуры эвтаназии, на протяжении длительного периода являются темой для обсуждения множества ученых. Актуальность данной темы подчеркивают стремительно изменяющиеся взгляды на возможность применения эвтаназии с этической точки зрения. Все больше международных организаций выражают свое мнение об эвтаназии и ассистируемом суициде. Что касается правопорядков отдельных государств, то здесь прослеживается тенденция применения одного из трех подходов к прекращению страданий пациента путем причинения ему смерти: первый подход характеризуется запретом на применение эвтаназии под угрозой уголовного наказания и квалификацией подобного деяния в качестве убийства в отсутствие специального состава преступления; при втором подходе эвтаназия также является уголовно наказуемой, однако в уголовном законе государств, использующих данный подход, установлен специальный состав преступления, предусматривающий более мягкое наказание, в сравнении с убийством; при третьем подходе законом предусматривается право на применение эвтаназии. В статье приводится сравнительный анализ процедуры эвтаназии, применяемой в Бельгии, и процедуры ассистируемого самоубийства, применяемой в Швейцарии. Кроме того, приведена точка зрения Европейского Суда по правам человека на рассматриваемую проблему. Основными методами исследования являются анализ научной литературы по теме исследования, анализ нормативных актов отечественного и зарубежного законодательства, сравнительный анализ правопорядков государств, осуществляющих различные подходы к применению процедуры эвтаназии.

39-53 108
Аннотация

Конституция Российской Федерации в полной мере исполняет свое ценностное назначение только тогда, когда ее положения находят свое реальное воплощение в общественно-политических отношениях. В данном контексте высокую степень значимости приобретает процесс реализации Конституции и ее аксиологических положений, выступающий предметом настоящего исследования. Методологической основой исследования является совокупность таких научных методов, как: формально-юридический и структурно-функциональный, сравнения, поиска и анализа научного и нормативного материала. В качестве научной базы проведенного исследования выступили работы выдающихся ученых в сфере теории права и конституционного права. Применительно к реализации конституционных ценностей в государственных программах Российской Федерации особый смысл приобретают такие свойства Основного Закона, как реальность, прямое действие и программный характер. Кроме того, в исследовании реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ Российской Федерации существенное научное и практическое значение приобретает вопрос о формах реализации соответствующих конституционных предписаний. Особыми формами реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ выступают: отражение в ключевых аспектах содержания государственной программы (цели, задачи, направления) положений, развивающих идеи той или иной конституционной ценности, а также конкретизация конституционных ценностей в содержании государственных программ Российской Федерации. Для реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ существенное значение имеют сложившаяся историческая ситуация, особенности действующего правового режима, характер международных отношений и пр. Глобальной целью реализации конституционных ценностей в государственных программах Российской Федерации является общественный прогресс и стабильное развитие Российского государства как демократического, социального и правового. Степень приближения общества и государства к указанной цели выступает критерием эффективности рассматриваемой реализации. Основные положения настоящей исследовательской работы и ключевые выводы, сделанные по ее результатам, могут выступать основой для дальнейших научных изысканий, затрагивающих вопросы, связанные с реализацией конституционных ценностей как в содержании государственных программ, так и в иных формах, а также вопросы, связанные с функционированием механизма такой реализации.

56
Аннотация

Конституция Российской Федерации в полной мере исполняет свое ценностное назначение только тогда, когда ее положения находят свое реальное воплощение в общественно-политических отношениях. В данном контексте высокую степень значимости приобретает процесс реализации Конституции и ее аксиологических положений, выступающий предметом настоящего исследования.

Методологической основой исследования выступила совокупность таких научных методов, как: диалектико-материалистический метод, методы анализа и синтеза, индуктивный и дедуктивный методы, метод сравнения, формально-юридический метод и метод толкования права. В качестве научной базы проведенного исследования выступили работы выдающихся ученых в сфере теории права и конституционного права.

Применительно к реализации конституционных ценностей в государственных программах Российской Федерации особый смысл приобретают такие свойства Основного Закона, как реальность, прямое действие и программный характер Конституции.

Кроме того, в исследовании реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ Российской Федерации существенное научное и практическое значение приобретает вопрос о формах реализации соответствующих конституционных предписаний. Особыми формами реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ выступают: отражение в ключевых аспектах содержания государственной программы (цели, задачи, направления) положений, развивающих идеи той или иной конституционной ценности, а также конкретизация конституционных ценностей в содержании государственных программ Российской Федерации.

Для реализации конституционных ценностей в содержании государственных программ существенное значение имеют сложившаяся историческая ситуация, особенности действующего правового режима, характер международных отношений и пр. Глобальной целью реализации конституционных ценностей в государственных программах Российской Федерации является общественный прогресс и стабильное развитие Российского государства как демократического, социального и правового. Степень приближения общества и государства к указанной цели выступает критерием эффективности рассматриваемой реализации.

Основные положения настоящей исследовательской работы и ключевые выводы, сделанные по ее результатам, могут выступать основой для дальнейших научных изысканий, затрагивающих вопросы, связанные с реализацией конституционных ценностей как в содержании государственных программ, так и в иных формах, а также вопросы, связанные с функционированием механизма такой реализации.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 

49
Аннотация

В статье проведен сравнительный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих назначение и производство судебной экспертизы, а также права и обязанности, объем и характер процессуальных функций, степень сходства и различия процессуального статуса сведущих лиц в уголовных процессах России и Латвии.

Сравнительно-правовой анализ нормативных актов состоит в сопоставлении предписаний правовых норм, законодательных терминов и дефиниций в российском и латвийском законодательстве, позволяющих увидеть общее и особенное, типичное и уникальное в регламентации деятельности экспертов и специалистов в уголовных процессах России и Латвии.

Исследование выполнено на основе комплексного сравнительно-правового анализа последних редакций уголовно-процессуальных кодексов, законов в области организации судебно-экспертной деятельности России и Латвии, подзаконных нормативно-правовых актов, а также других первоисточников, в том числе зарубежных, на языке оригинала.

Сведущими лицами, то есть лицами, обладающими специальными знаниями, в уголовном процессе России являются эксперты и специалисты, в Латвии – эксперты, ревизоры и специалисты. УПК России классифицирует эксперта и специалиста в качестве иных участников уголовного судопроизводства, то есть лиц, выполняющих функцию содействия правосудию. Тогда как УПЗ Латвии относит эксперта и ревизора к лицам, имеющим полномочия в уголовном процессе, специалиста – к другим лицам, вовлеченным в уголовный процесс. И если эксперт и ревизор в УПЗ Латвии рассматриваются как самостоятельные участники уголовного процесса, в качестве «средств обеспечения судебного доказывания», то роль специалиста в судопроизводстве сведена до уровня «вспомогательного персонала». Эксперт и ревизор, согласно требованиям УПЗ Латвии, привлекаются в уголовный процесс для дачи заключения и выполнения обязанности по обеспечению доказательств. Специалист – для оказания помощи должностным лицам, производящим процессуальные действия, в фиксации хода и результатов их проведения, использования технических средств по выявлению обстоятельств, имеющих значение для дела, но без проведения практических исследований.

Результаты проведенного сравнительно-правового анализа нормативно-правовых актов, регламентирующих объемом и характер процессуальных функций, права и обязанности сведущих лиц в уголовных процессах России и Латвии, позволяют по-новому взглянуть на отечественный институт судебной экспертизы и расширить наше представление о применении специальных знаний в уголовном судопроизводстве Латвии.

По результатам исследования отмечены отдельные проблемные аспекты, а также сделаны обобщающие выводы.

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО, ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО, АГРАРНОЕ ПРАВО 

54-67 112
Аннотация

В статье дается характеристика основных тенденций развития законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами атомной энергетики. Данным законодательством устанавливаются требования в отношении процедур выбора площадок для размещения установок, на которых происходит обращение с радиоактивными отходами, требования к проектированию, сооружению, эксплуатации и закрытию этих установок, а также проведению оценки безопасности соответствующих объектов. Правовое регулирование в данной области должно развиваться таким образом, чтобы было минимизировано отрицательное воздействие на окружающую среду, обеспечивалась защита экологических прав каждого. На основе авторского подхода выделяется периодизация нормативной правовой базы исследуемой области. Обозначены следующие этапы становления и развития законодательства в области обращения с отходами атомной энергетики в Республике Беларусь: 1 этап – советский (1954–1985 гг.); 2 этап – Чернобыльский (1986–1991 гг.); 3 этап – постсоветский (1992 г. по настоящее время). Указаны особенности, характерные для каждого периода. Данное деление является исторически обусловленным, поскольку влияние исторических фактов отражалось на развитии правового регулирования области обращения с отходами атомной энергетики. Отмечается также, что установление четкого разграничения компетенции Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства здравоохранения в формировании нормативного регулирования в области обращения с отходами атомной энергетики позволит повысить качество правовой регламентации и будет способствовать обеспечению систематизации и кодификации законодательства исследуемой нами области. Делается вывод о необходимости совершенствования рассматриваемого законодательства в тесном взаимодействии представителей науки путем обмена научно-технической информацией (best practice), являющейся важным элементом научного, правового, экономического и технического развития.

51
Аннотация

В статье рассматривается становление и развитие законодательства Республики Беларусь в области обращения с отходами атомной энергетики, дается характеристика основных тенденций его развития. Законодательством Республики Беларусь в области обращения с отходами атомной энергетики устанавливаются требования в отношении процедур выбора площадок для размещения установок, на которых происходит обращение с радиоактивными отходами, требования к проектированию, сооружению, эксплуатации и закрытию этих установок, а также проведению оценки безопасности соответствующих объектов. Правовое регулирование в данной области должно развиваться таким образом, чтобы было минимизировано отрицательное воздействие на окружающую среду, обеспечивалась защита экологических прав каждого.

На основе авторских подходов выделяется периодизация нормативной правовой базы исследуемой области. Выделены следующие этапы становления и развития законодательства в области обращения с отходами атомной энергетики в Республике Беларусь: 1 этап – советский (1954 – 1985 гг.); 2 этап – Чернобыльский (1986 – 1991 гг.); 3 этап – постсоветский (1992 г. по настоящее время), имеющие свои особенности, характерные для соответствующего периода. Данное деление является исторически обусловленным, поскольку влияние исторических фактов отражалось на развитии правового регулирования области обращения с отходами атомной энергетики. Также отмечается, что установление четкого разграничения компетенции Министерства по чрезвычайным ситуациям и Министерства здравоохранения в установлении нормативного регулирования в области обращения с отходами атомной энергетики позволит повысить качество правовой регламентации, и будет способствовать обеспечению систематизации и кодификации законодательства исследуемой нами области. Делается вывод о необходимости совершенствования законодательства в области обращения с отходами атомной энергетики в тесном взаимодействии представителей науки, путем обмена научно-технической информацией (best practice), являющейся важным элементом научного, правового, экономического и технического развития.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 

68-90 117
Аннотация

В статье проведен сравнительный анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию судебно-экспертной деятельности, а также правовой статус сведущих лиц в уголовных процессах России и Латвии. Сравнительно-правовой анализ нормативных актов состоит в сопоставлении предписаний правовых норм, законодательных терминов и дефиниций, позволяющем увидеть общее и особенное, типичное и уникальное в регламентации судебно-экспертной деятельности, а также правах и обязанностях, объеме и характере процессуальных функций сведущих лиц в уголовных процессах России и Латвии. Исследование выполнено на основе последних редакций уголовно-процессуальных законов (кодексов), законов в области организации судебно-экспертной деятельности России и Латвии, подзаконных нормативных актов, а также других первоисточников, в том числе зарубежных, на языке оригинала. Сведущими лицами, т. е. лицами, применяющими специальные знания в уголовном процессе России, являются эксперты и специалисты, в Латвии – эксперты, ревизоры и специалисты. Правовой статус сведущих лиц в уголовных процессах России и Латвии во многом сопоставим, но не тождественен. И, несмотря на трансформацию уголовно-процессуального законодательства Латвии в соответствии с международно-правовыми нормами и стандартами Европейского союза, в латвийском уголовном процессе было сохранено положение советского права о применении сведущими лицами специальных знаний в судопроизводстве. Уголовно-процессуальный кодекс России классифицирует эксперта и специалиста в качестве иных участников уголовного судопроизводства, т. е. лиц, выполняющих функцию содействия правосудию. Тогда как Уголовно-процессуальный закон Латвии относит эксперта и ревизора к лицам, имеющим полномочия в уголовном процессе, специалиста – к другим лицам, вовлеченным в уголовный процесс. И если эксперт и ревизор в Уголовно-процессуальном законе Латвии рассматриваются в качестве самостоятельных участников уголовного процесса, то роль специалиста в судопроизводстве сведена до уровня «вспомогательного персонала». Эксперт и ревизор согласно требованиям Уголовно-процессуального закона Латвии вовлекаются в уголовный процесс для дачи заключения и выполнения обязанности по обеспечению доказательств, т. е. в качестве «средств обеспечения судебного доказывания». Специалист – для оказания помощи должностным лицам, производящим процессуальные действия, в фиксации хода и результатов их проведения, использовании технических средств по выявлению обстоятельств, имеющих значение для дела, но без проведения практических исследований в поиске следов преступного деяния. Результаты проведенного сравнительно-правового анализа нормативных актов, регламентирующих права, обязанности, объем и характер процессуальных функций сведущих лиц в уголовных процессах России и Латвии, позволяют расширить наше представление о применении специальных знаний в уголовном судопроизводстве зарубежных государств, а также критично оценить национальное уголовно-процессуальное законодательство в целях его дальнейшего совершенствования и оптимизации. По результатам проведенного исследования нормативных актов России и Латвии отмечены отдельные проблемные аспекты правой регламентации процессуального статуса сведущих лиц в российском уголовно-процессуальном законодательстве, а также сделаны обобщающие выводы.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 

91-108 118
Аннотация

В статье исследуется правовая категория процессуального права на справедливое судебное разбирательство как основополагающий элемент Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Авторы акцентируют внимание на ст. 6 Конвенции и важнейших структурных элементах указанного конвенционного права, которые стали необходимы для осуществления повседневной юридической практики в Российской Федерации, Австрийской Республике и других государствах – членах Совета Европы. В отечественной российской юридической доктрине существуют отраслевые и международно-правовые исследования, посвященные Конвенции о защите прав человека и основных свобод, функционированию Европейского Суда по правам человека и правовой природе его актов (А. Х. Абашидзе, Е. С. Алисевич, М. М. Бирюков, С. В. Калашникова, В. А. Туманов, К. С. Аристова). Наряду с этим с позиций конвенционных прав российскими учеными-правоведами изучению подверглись процессуальные особенности реализации актов Европейского Суда по правам человека и применения конвенционных норм по гражданским, арбитражным и уголовным делам (И. В. Воронцова, Т. В. Соловьева, М. Е. Глазкова, С. Ф. Афанасьев, Л. В. Волосатова, Э. В. Иодковский, К. В. Машкова и др.). Используемые авторами частнонаучные методы исследования (в преимущественной степени компаративный) потребовали изучения трудов зарубежных юристов, к которым относятся P. Leanza, O. Pridal, D. Spielmann, В. M. Zupancic, H. Mosler, A. Buyse. Несмотря на достаточно большой объем доктринальных источников по вопросам природы и реализации рассматриваемого конвенционного права, не стали предметом научного исследования вопросы применения права на справедливое судебное разбирательство в административных спорах и делах, возникающих из публичных правоотношений. Эмпирической основой проведенного авторами исследования выступают 66 пилотных постановления и иных актов Европейского Суда по правам человека по жалобам частных лиц против России, Австрии, Франции, Финляндии, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии и других стран – участниц Совета Европы; судебные акты органов правосудия России, Австрии и других европейских стран. По результатам проведенного исследования авторы приходят к выводу, что практика применения Европейским Судом ст. 6 Конвенции оказывает заметное, а порой и беспрецедентное влияние на публичное право и правоприменительную деятельность России, Австрии и других европейских стран, являющихся участниками Конвенции. Приводится анализ примеров, свидетельствующих о том, что акты Европейского Суда способны выступать мощной правообразующей силой на национальном уровне. Как показывает российский и австрийский опыт, постановление Европейского Суда по правам человека по конкретному публично-правовому делу может побудить государство не только принять отдельный закон, но и провести серьезные институциональные изменения внутри страны. 

109-123 165
Аннотация

На основе анализа нормативных правовых актов, работ российских и зарубежных ученых, результатов современных исследований в статье дается характеристика современного состояния отрасли административно-процессуального права России. С учетом доктринальных положений российского и зарубежного административного и административно-процессуального законодательства исследуются понятие, содержание, структура и система построения административного процесса и административно-процессуального права России. Цель – сформулировать обобщенные рекомендации законодателю для устранения имеющихся пробелов в правовом регулировании, определить направления и тенденции построения и развития отраслевой концепции теории административного процесса и административно-процессуального права, выработать предложения по совершенствованию механизма правового регулирования. Автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные практикой. Общеметодологическую основу составили метод материалистической диалектики и концептуального анализа правовой действительности, позволяющие рассмотреть и раскрыть проблематику категориального понимания административного процесса и административно-процессуального права комплексно, в неразрывном единстве с другими правовыми явлениями и категориями. В ходе исследования применялись частнонаучные и специальные методы познания: формально-логический, аналогии и обобщения (при изложении всего материала исследования и формировании выводов); методы системного и сравнительно-правового анализа (при изучении нормативных правовых актов и иных источников); исторический и статистический методы (в процессе ретроспективного изучения правовых актов, специальной литературы по исследуемой проблематике); контент-анализа (в процессе выборки и анализа отдельных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, статистических данных, монографий, научных публикаций). С помощью метода правового моделирования были сформулированы и обоснованы предложения по современной трактовке административно-процессуального права в механизме правового регулирования, его роли и месте в структуре российского права. В рамках настоящего исследования предлагается соответствующий юридический инструментарий для разрешения наиболее важных на сегодня задач в сфере административно-процессуальных правоотношений. По этой причине ядром современной доктрины административно-процессуального права, по нашему убеждению, способна выступить концепция административного процесса как сложного нормативного образования, строго регламентированного законодательством установленного порядка деятельности его участников по разрешению судебно-административных дел и дел об административных правонарушениях, урегулированных нормами административно-процессуального права. Резюмируется, что в современном цивилизованном гражданском обществе невозможно только по наличию норм и отраслей материального права судить о развитости и демократичности правовой системы государства. Важную и все более значимую роль в обеспечении законности, защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций от противоправных посягательств играют процессуальные нормы. Без фундаментальных научных исследований юридического процесса и теории процессуального права в целом и административно-процессуального права в частности невозможно оценить реальное состояние механизма правового регулирования. А следовательно, и реальное состояние законности в стране и степень защищенности прав, свобод и законных интересов ее граждан, организаций и бизнеса от противоправного вмешательства в их законную деятельность органов и должностных лиц официальной администрации.

52
Аннотация

В статье исследуется правовая категория процессуального права на справедливое судебное разбирательство как основополагающий элемент Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Авторы акцентируют внимание на статьи 6 Конвенции и важнейших структурных элементах указанного конвенционного права, которые стали необходимыми для осуществления повседневной юридической практики в Российской Федерации, Австрийской Республике и других государствах-членах Совета Европы.

В отечественной российской юридической доктрине существуют отраслевые и международно-правовые исследования, посвященные Конвенции о защите прав человека и основных свобод, функционированию Европейского Суда по правам человека и правовой природе его актов (А. Х. Абашидзе, Е. С. Алисевич, М. М. Бирюков, С. В. Калашникова, В. А. Туманов, К. С. Аристова).

Наряду с этим с позиций конвенционных прав российскими учеными-правоведами изучению подверглись процессуальные особенности реализации актов Европейского Суда по правам человека и применения конвенционных норм по гражданским, арбитражным и уголовным делам (И. В. Воронцова, Т. В. Соловьева, М. Е. Глазкова, С. Ф. Афанасьев, Л. В. Волосатова, Э. В. Иодковский, К. В. Машкова и др.).

Используемые авторами в представленной научной статье частно-научные методы исследования – в преимущественной степени компаративный, потребовали изучение трудов зарубежных юристов, к которым относятся P. Leanza, O. Pridal, D. Spielmann, В. M. Zupancic, H. Mosler, A. Buyse.

Несмотря на достаточно большой объем доктринальных источников по вопросам природы и реализации рассматриваемого конвенционного права, не стали предметом научного исследования вопросы применения права на справедливое судебное разбирательство в административных спорах и делах, возникающих из публичных правоотношений.

Эмпирическую основу проведенного авторами исследования выступают 66 пилотных постановления и иных актов Европейского Суда по правам человека по жалобам частных лиц против России, Австрии, Франции, Финляндии, Нидерландов, Великобритании, Швейцарии и других стран-участниц Совета Европы; судебные акты органов правосудия России, Австрии и других европейских стран.

По результатам проведенного исследования, авторы приходят к выводу, что практика применения Европейским Судом статьи 6 Конвенции оказывает заметное, а порой и беспрецедентное влияние на публичное право и правоприменительную деятельность России, Австрии и других европейских стран, являющихся участниками Конвенции. Приводится анализ примеров, свидетельствующих о том, что акты Европейского Суда способны выступать мощной правообразующей силой на национальном уровне. Как показывает российский и австрийский опыт, постановление Европейского Суда по правам человека по конкретному публично-правовому делу может побудить государство не только принять отдельный закон, но и провести серьезные институциональные изменения внутри страны. 

55
Аннотация

На основе анализа нормативно-правовых актов, с привлечением работ российских и зарубежных ученых, результатов современных исследований, в настоящей статье дается характеристика современного состояния отрасли административно-процессуального права России. На основе доктринальных положений российского и зарубежного административного и административно-процессуального законодательства исследуются понятие, содержание, структура и система построения административного процесса и административно-процессуального права России. Цель исследования — сформулировать обобщенные рекомендации законодателю для устранения имеющихся пробелов в правовом регулировании, определить направления и тенденции построения и развития отраслевой концепции теории административного процесса и административно-процессуального права, выработать предложения по совершенствованию механизма правового регулирования. При достижении цели исследования автор опирался на современные методы познания, выявленные и разработанные юридической наукой и апробированные практикой. Общеметодологическую основу составил метод материалистической диалектики и концептуального анализа правовой действительности, позволяющие рассмотреть и раскрыть проблематику категориального понимания административного процесса и административно-процессуального права комплексно, в неразрывном единстве с другими правовыми явлениями и категориями. В ходе исследования применялись частнонаучные и и специальные методы познания: формально-логический, аналогии и обобщения (при изложении всего материала исследования и формировании выводов); методы системного и сравнительно-правового анализа (при изучении нормативных правовых актов и иных источников); исторический и статистический методы (в процессе ретроспективного изучения правовых актов, специальной литературы по исследуемой проблематике); контент-анализа (в процессе выборки и анализа отдельных положений законодательных и иных нормативных правовых актов, статистических данных, монографий, научных публикаций). С помощью метода правового моделирования были сформулированы и обоснованы предложения по современной трактовке административно-процессуального права в механизме правового регулирования, его роли и месте в структуре российского права. В рамках настоящего исследования предлагается соответствующий юридический инструментарий для разрешения наиболее важных на сегодня задач в сфере административно-процессуальных правоотношений. По этой причине ядром современной доктрины административно-процессуального права, по нашему убеждению, способна выступить концепция административного процесса как сложного нормативного образования, строго регламентированного законодательством установленного порядка деятельности его участников по разрешению судебно-административных дел и дел об административных правонарушениях, урегулированных нормами административно-процессуального права. Резюмируется, что в современном цивилизованном гражданском обществе невозможно только по наличию норм и отраслей материального права судить о развитости и демократичности правовой системы государства. Важную и все больше значимую роль в обеспечении законности, защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций от противоправных посягательств играют процессуальные нормы. Без фундаментальных научных исследований юридического процесса и теории процессуального права в целом и административно-процессуального права, в частности, невозможно оценить реальное состояние механизма правового регулирования. А, следовательно, реальное состояние законности в стране и степень реальной защищенности прав, свобод и законных интересов ее граждан, организаций и бизнеса от противоправного вмешательства в их законную деятельность органов и должностных лиц официальной администрации.

МЕЖДУНАРОДНОЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО 

56
Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к преждевременному прекращению жизни неизлечимо больного пациента как на уровне отдельно взятого государства, так и на международном уровне.  Целью проведенного исследования является пересмотр установленного ранее подхода к применению эвтаназии на территории Российской Федерации. Иной взгляд на применение эвтаназии необходим в том числе потому, что в некоторых случаях лишь преждевременное прекращение жизни человека может быть единственным способом прекратить его страдания от напрасной борьбы с неизлечимой болезнью. Трудности, связанные с применением процедуры эвтаназии на протяжении длительного временного периода являются темой для обсуждения множества ученых. Актуальность данной темы подчеркивают стремительно изменяющиеся взгляды на возможность применения эвтаназии с этической точки зрения. Все больше международных организаций выражают свое собственное мнение об эвтаназии и ассистируемом суициде. Что касается правопорядков отдельных государств, то здесь прослеживается тенденция применения одного из трех подходов к прекращению страданий пациента путем причинения ему смерти: первый подход характеризуется запретом к применению эвтаназии под угрозой уголовного наказания и квалификации подобного деяния в качестве убийства в отсутствие специального состава преступления; при втором подходе эвтаназия также является уголовно наказуемой, однако в уголовном законе государств, использующих данный подход, установлен специальный состав преступления, предусматривающий более мягкое наказание, в сравнении с убийством; при третьем подходе законом предусматривается право на применение эвтаназии. В статье приводится сравнительный анализ процедуры эвтаназии, применяемой в Бельгии и процедуры ассистируемого самоубийства, применяемой в Швейцарии. Кроме того, приведена точка зрения Европейского суда по правам человека по вопросам рассматриваемой проблемы. Основным методом исследования является анализ научной литературы по теме исследования, анализ нормативных актов отечественного и зарубежного законодательства, сравнительный анализ правопорядков государств, осуществляющих различные подходы к применению процедуры эвтаназии.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)