Preview

Сибирское юридическое обозрение

Расширенный поиск
Том 18, № 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 

388-397 79
Аннотация

В статье обсуждаются вопросы становления законодательства о высшем образовании в России. Сфера образования является важнейшим условием духовного, профессионального формирования и развития личности, социального благополучия общества, политического и экономического становления государства. Анализ историко-правового опыта регулирования общественных отношений выступает необходимым условием построения современного законодательства в сфере образования. Актуальность исследования особенностей становления российского законодательства о высшем образовании XVII-XVIII вв. заключается в том, что современные общественные отношения в сфере образования урегулированы недостаточно полно. Об этом свидетельствует целый комплекс проблем юридического характера. Особого внимания заслуживают вопросы законодательного регулирования отдельных правомочий участников общественных отношений в сфере высшего образования, подзаконного правового регулирования, а также реализации некоторых правовых норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Необходимость разрешения указанных проблем обновляет актуальность теоретических исследований. Ответом на изложенные вопросы является анализ исторических основ российского законодательства о высшем образовании. В дореволюционной России имелся достаточный опыт управления высшим образованием, а также регулирования соответствующих общественных отношений. Полнота исследования предмета общественных отношений в сфере образования в историческом контексте тесно связана с анализом деятельности российских университетов. В статье рассматриваются причины появления учебных заведений в России. Первые отечественные учебные заведения появились в конце XVIII в. - в тот исторический момент, когда экспансия западно-европейских идей организации университетского образования достигла российского государства. Россия испытывала острую необходимость в подготовке специалистов: в сфере государственного управления - чиновников, богословов - для укрепления православной веры, педагогов - для воспитания и пропаганды нравственности. Санкционирование первых нормативных правовых источников в сфере высшего образования были связаны с попытками создания в Москве Славяно-греко-латинской академии. Возрождение в России идей просвещения объективно ускорило процесс создания отечественных учебных заведений. Дальнейшее развитие законодательства о высшем образовании обусловлено реализацией новых идей об учреждении университетов при Императрице Елизавете Петровне и Екатерине Алексеевне. В заключительной части работы отмечается, что в связи с созданием первого учебного заведения в России издается первый нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере высшего образования, - «Привилегия на академию». На протяжении XVII-XVIII вв. российское законодательство о высшем образовании содержало персональные нормативные правовые акты. Они имели строго адресный характер и регулировали деятельность учебного заведения, его должностных лиц, преподавателей, студентов, а также иных участников академических общественных отношений. Так, непосредственно устанавливался объем полномочий, прав и обязанностей административного и преподавательского персонала, обучающихся в нем студентов и др.

398-412 50
Аннотация

Статья посвящена изучению правоотношения как феномена, по-разному проявляющегося в двух модусах бытия права: правовой реальности и правовой действительности. Подвергаются критике классические подходы к определению правоотношения как урегулированного правом общественного отношения, а также его узкое понимание в качестве результата реализации правовой нормы при условии наличия соответствующего юридического факта. Признается, что эти подходы не полностью обеспечивают научную характеристику правоотношения как социального и юридического явления. Вместо обычно выделяемых элементов правоотношения в виде субъекта, объекта и содержания предлагается изучение иных, динамических его характеристик. Динамика правоотношения рассматривается как результат интенциональности правового сознания его субъекта. В правовой реальности правоотношение изучается как социальное действие в условиях адаптации субъекта к окружающей среде. Оно обусловлено общей нормативностью биологического, социального и технического происхождения. Рассматривается витальная нормативность правовой реальности как детерминанта правоотношения. Локус контроля в данном модусе правоотношения внутренний, он сосредоточен на субъекте, реализующем свои права и выполняющем обязательства. В правовой действительности правоотношение обусловлено интенциональностью правового сознания субъекта реализовать норму права за счет юридического взаимодействия с другими участниками правоотношения. Нормативность правовой действительности базируется на юридическом нормировании посредством правовых актов (индивидуальных и общих). В правоотношении такого модуса бытия права субъекты осуществляют свои юридические возможности при условии исполнения возложенных на других юридических обязанностей. Локус контроля смещается на иных участников правоотношения, реализующих свои права и выполняющих юридические обязанности. В юридическом взаимодействии взаимное признание права обеспечивает инстанция и (или) сторона правоотношения. В правовой действительности физическая, социальная и ценностная, а также витальная нормативность дополняются юридической нормативностью. Она призвана нивелировать вызванные ограниченностью пространства, а также необратимостью времени социальные противоречия. Доказывается, что предложенная концепция правоотношения способствует решению практических вопросов первичности нормы права или правоотношения, пересмотру критериев дифференциации системы права, определению соотношения правоотношения и правонарушения, научному рассмотрению некоторых отраслевых проблем классификации правоотношений. Отмечается, что предложенная концепция правоотношения как социального действия или юридического взаимодействия, существующих соответственно в правовой реальности или действительности права, является достаточно условной и применимой в познавательных целях. На практике достаточно часто происходит пересечение или взаимное наложение одного типа на другой, переход из модуса правовой реальности в правовую действительность.

ТРУДОВОЕ ПРАВО, ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 

413-422 53
Аннотация

В процессе управления трудом работников не исключена ситуация, когда работодатель использует формально правомерные полномочия в целях причинения работнику вреда, поэтому статья посвящена изучению проблемы злоупотребления со стороны работодателя правом на управление трудом. Цель работы -дать правовую характеристику злоупотреблению работодателем правом на управление трудом при реализации диспозитивных полномочий, определить соотношение категории злоупотребления правом с дискриминацией в трудовых отношениях, установить последствия такого злоупотребления, в случае выявления пробела в правовом регулировании проблемных отношений между работодателем и работниками предложить проект норм, дополняющих Трудовой кодекс РФ, обеспечивающих должную защиту прав и законных интересов работников. Помимо общенаучных (анализ, синтез, аналогия), были использованы и частно-научные методы, такие как формально юридический, системный и сравнительно-правовой. В результате были сделаны следующие выводы. Право на управление трудом состоит из нормативно допустимых полномочий, с помощью которых осуществляется оперативное управление трудом. Реализация формально правомерных полномочий в целях причинения вреда работнику является злоупотреблением правом работодателя на управление трудом, таким образом, конститутивным элементом злоупотребления правом выступает неправомерный мотив работодателя. Не будут злоупотреблением действия, следствием которых является нарушение прав работников: их следует относить к дискриминационным действиям, так как реализация права не может повлечь нарушение другого права. В действующем законодательстве отсутствует механизм защиты работников от злоупотреблений со стороны работодателя. Анализ норм Гражданского кодекса РФ показывает, что злоупотребление правом -это форма недобросовестного поведения, принцип добросовестности является общеправовым, а наличие в Трудовом кодексе РФ норм, предусматривающих специальные последствия недобросовестного поведения сторон трудовых отношений помогло бы в решении выявленной проблемы. Предлагается проект норм, дополняющих Трудовой кодекс РФ, которые призваны обеспечить адекватную защиту интересов работников от злоупотреблений правом со стороны работодателя. Как в трудо-правовой доктрине, так и на практике, существует смешение понятий дискриминации работников и злоупотребления правом со стороны работодателя. С точки зрения теории права необходимо различать данные категории, а законодательство должно содержать адекватные механизмы защиты работников от злоупотребления правом со стороны работодателя.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 

423-432 52
Аннотация

Современная отечественная система образования развивается и совершенствуется. Вместе с тем она часто остается не защищенной от различного рода угроз и опасностей криминального характера. Особую тревогу вызывает преступность обучающихся, которые, как показывает практика, нередко совершают противоправные деяния, направленные против иных участников образовательных отношений. Представляется, что важный профилактический потенциал в данном аспекте имеет формирование и развитие уголовной политики в области превенции всех существующих криминальных явлений в сфере образования. Автор раскрывает общие и специальные принципы уголовной политики в указанной сфере общественных отношений. К общим принципам он относит принципы законности, справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом, демократизма, а также принцип неотвратимости ответственности при реализации уголовной политики. К специальным принципам уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде отнесены принципы: соответствия задач, полномочий и ресурсов; опережающего характера стратегических решений; научности; комплексности; соответствия нравственности; целеустремленности; сочетания единоначалия и коллегиальности. Анализ указанных принципов показал, что в настоящее время они часто нарушаются в ходе реализации уголовной политики. Однако автор полагает, что такие нарушения неизбежны, поскольку, стремясь соблюсти один принцип, государство в определенной части нарушает второй. В целом уголовная политика находит отражение в первую очередь в действующих нормативных правовых актах.  Отмечается, что уголовной политике в сфере образования уделяется достаточно большое внимание, однако по-прежнему отсутствует единая государственная стратегия развития данного направления. Основная цель уголовной политики в области предупреждения преступности в образовательной среде заключается, по мне-нию автора, в том, чтобы воздействовать на криминальные явления путем разработки теоретических идей, направленных на противодействие и предупреждение преступности. Отмечается, что современная уголовная политика России формируется по двум направлениям. Первое заключается в совершенствовании законодательства, а второе подразумевает формирование и совершенствование криминологии, раскрывающей природу оснований преступности и разрабатывающей меры ее предупреждения. Представляется, что развитие данных направлений, как и иные научные исследования в области уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде, будет способствовать выработке единой государственной системы профилактики всех существующих криминальных явлений в сфере образования.

433-444 56
Аннотация

Проблема использования запрещенных субстанций (методов) в спорте существует достаточно давно. Законодатель, криминализировав определенные нарушения антидопинговых правил, с одной стороны, расширил пределы ответственности тренеров, специалистов по спортивной медицине, иных специалистов в области физической культуры и спорта, что может быть расценено положительно, а с другой стороны, допустил при криминализации ошибки, которые влияют на эффективность правоприменения. Среди прочего, при определении термина «склонение» в примечании к ст. 2301 УК РФ его способы не были ограничены. И если обман, применение насилия и указания являются в достаточной степени общественно опасными, чтобы их можно было расценивать как способы совершения данного преступления, то предоставление информации или предоставление самих запрещенных субстанций (средств использования методов) не могут быть расценены как способ совершения данного преступления. Такое определение способов склонения также приводит к конкуренции с составом, предусмотренным ст. 2302 УК РФ. В других составах также существуют разночтения относительно способов склонения, принуждения, вовлечения, что вкупе с отсутствием единого толкования терминов влияет на возможность привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, особенно тренеров, специалистов по спортивной медицине, иных специалистов в области физической культуры и спорта. Проведенный среди юристов опрос также выявил сложности в разграничении этих терминов на практике. На основании анализа уголовного законодательства автор приходит к выводу о необходимости внесения изменений в УК РФ.

КРИМИНАЛИСТИКА, СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 

445-459 41
Аннотация

Актуальность и новизна темы статьи состоит в том, что впервые рассмотрена усовершенствованная классификация свойств папиллярных узоров человека и их отображений и динамическая тенденция увеличения законодательной базы дактилоскопической регистрации в мире. Использовались общенаучные и специальные методы. Анализ литературы, практика автора позволяют выделить и рассмотреть следующие свойства папиллярных узоров и их отображений, которые были с познавательной целью разбиты на три группы: собственные свойства; свойства отображений и свойства потожирового вещества папиллярного узора человека и его следа. Впервые представлены свойства потожирового вещества папиллярного узора человека и его следа, что важно с учетом тенденции развития комплексной дактилоскопической экспертизы. Первая и вторая группы условно разбиты на четыре подгруппы: по решению идентификационных, диагностических, классификационных и ситуалогических задач. Третья группа условно разбита на четыре подгруппы: по взаимодействию потожирового вещества человека с предмет-носителем; по выделительству потожирового вещества следа человека; по динамике сохранности и по контрастности отображения потожирового вещества папиллярного узора человека. При этом свойства папиллярных узоров разделены на основные свойства и свойства для решения идентификационных и неидентификационных задач. Представлены авторские определения следующих понятий: «основные свойства папиллярных узоров человека» и «свойства папиллярных узоров человека», «основные свойства отображений папиллярных узоров человека» и «свойства отображений папиллярных узоров человека», «основные свойства потожирового вещества человека» и «свойства потожирового вещества человека», «основные свойства потожирового вещества следа человека» и «свойства потожирового вещества следа человека». Это дает возможность специалистам и педагогам улучшить свою когнитивную и практическую деятельность, а компетентным лицам, ответственным за организацию экспертиз, рассмотреть вопрос создания центра комплексной дактилоскопической экспертизы.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 

460-470 53
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы теоретического обоснования риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора, а также выделены проблемы практического использования данного подхода в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности. Автором сравниваются позиции относительно категории риска в экономических и правовых исследованиях, обосновывается растущий интерес к применению риск-технологий в публичном управлении. Анализ использования категории риска в научно-правовом и нормативном поле позволяет выделить две позиции применительно к риску: риск как возможное наступление события, имеющего негативный эффект, и риск как вероятность его наступления. Институт риска относится к общей теории права и одновременно находит развитие в отраслевых исследованиях. В современных условиях праву присущи задачи предупреждения, преодоления и минимизации рисков в различных областях социальной действительности с одновременным их признанием и допущением. Автором рассматривается эволюция применения системы управления рисками при осуществлении таможенного и налогового контроля, обосновывается трансформация его трактовки. На основе проведенного анализа делается вывод, что риск-ориентированный подход применительно к системе государственного контроля и надзора следует трактовать как принцип современной системы государственного контроля и надзора; условие его выборочности и достаточности; средство снижения административной нагрузки на подконтрольную сферу; средство стимулирования подконтрольной сферы в заданном направлении и современный метод организации и осуществления государственного контроля и надзора. Выделены узкий и широкий подходы в позиционировании рисков при реализации последнего. В первом случае под риском понимается вероятность несоблюдения обязательных требований. Широкий подход предполагает учет двух факторов: вероятности несоблюдения требований и последствий подобного несоблюдения. Анализируются следующие характеристики риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора: стадийность, подвижный характер, стимулирование профилактической составляющей, развитие межведомственного взаимодействия, связь с цифровизацией контрольно-надзорной деятельности. В качестве проблем применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора выделены: разработка и использование критериев для риск-категорирования подконтрольных лиц, соотнесение данных критериев с показателями результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; отсутствие соотношения между контрольно-надзорными процедурами и производством по делам об административных правонарушениях; использование категории добросовестности при реализации контрольно-надзорной деятельности и др. Решение названных проблем позволит повысить эффективность государственного контроля и надзора в современных условиях.

471-484 43
Аннотация

На фоне повсеместного введения широкого спектра социальных и медицинских мер защиты здоровья граждан в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 обращает на себя внимание крепнущая социально-политическая тенденция медикализации всей административно-публичной сферы. Ее отражением выступает все более явственная «секьюритизация» многих звеньев публичной власти, что находит свое выражение в происходящих перераспределении и трансформации полицейских полномочий. Правительствами разных стран принимаются меры по борьбе с пандемией: от введения ответственности за недобросовестное соблюдение противоэпидемиологических ограничений до разработки вакцины и проведения массовой вакцинации, в результате чего активно осуществляется правотворческая деятельность. В экстраординарных условиях в России, как и в других странах мира, оказались востребованы наиболее действенные меры предотвращения распространения инфекции COVID-19 и преодоления последствий - меры административного принуждения. Государством активно используется весь арсенал средств правового воздействия, включая меры административного предупреждения, административно-процессуального обеспечения и административного наказания. Авторами проведен анализ административно-правовых норм Российской Федерации и Федеративной Республики Германии, направленных на недопущение завоза и распространения новой коронавирусной инфекции. Проиллюстрированы тенденции расширения масштабов административного и полицейского контроля, влияния государства на изменение стандартов поведения граждан и образа жизни населения, перемещения значительных сегментов преступности в киберпространство. Осмысление новейшего отечественного и зарубежного опыта, форм и методов полицейско-правового воздействия в целях отражения опасности подтверждает высокую актуальность и важное теоретическое значение проведенного исследования. Делается вывод, что в настоящее время и для России, и для Германии вопросы перераспределения и трансформации полицейских полномочий в административно-публичной сфере любого государства, отражающие процессы медикализации и секьюритизации различных звеньев и секторов публичной власти в ответ на экзистенциальные угрозы, являются актуальными и перспективными направлениями научных изысканий.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)