Особенности становления российского законодательства о высшем образовании XVII-XVIII вв.
https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-4-388-397
Аннотация
В статье обсуждаются вопросы становления законодательства о высшем образовании в России. Сфера образования является важнейшим условием духовного, профессионального формирования и развития личности, социального благополучия общества, политического и экономического становления государства. Анализ историко-правового опыта регулирования общественных отношений выступает необходимым условием построения современного законодательства в сфере образования. Актуальность исследования особенностей становления российского законодательства о высшем образовании XVII-XVIII вв. заключается в том, что современные общественные отношения в сфере образования урегулированы недостаточно полно. Об этом свидетельствует целый комплекс проблем юридического характера. Особого внимания заслуживают вопросы законодательного регулирования отдельных правомочий участников общественных отношений в сфере высшего образования, подзаконного правового регулирования, а также реализации некоторых правовых норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Необходимость разрешения указанных проблем обновляет актуальность теоретических исследований. Ответом на изложенные вопросы является анализ исторических основ российского законодательства о высшем образовании. В дореволюционной России имелся достаточный опыт управления высшим образованием, а также регулирования соответствующих общественных отношений. Полнота исследования предмета общественных отношений в сфере образования в историческом контексте тесно связана с анализом деятельности российских университетов. В статье рассматриваются причины появления учебных заведений в России. Первые отечественные учебные заведения появились в конце XVIII в. - в тот исторический момент, когда экспансия западно-европейских идей организации университетского образования достигла российского государства. Россия испытывала острую необходимость в подготовке специалистов: в сфере государственного управления - чиновников, богословов - для укрепления православной веры, педагогов - для воспитания и пропаганды нравственности. Санкционирование первых нормативных правовых источников в сфере высшего образования были связаны с попытками создания в Москве Славяно-греко-латинской академии. Возрождение в России идей просвещения объективно ускорило процесс создания отечественных учебных заведений. Дальнейшее развитие законодательства о высшем образовании обусловлено реализацией новых идей об учреждении университетов при Императрице Елизавете Петровне и Екатерине Алексеевне. В заключительной части работы отмечается, что в связи с созданием первого учебного заведения в России издается первый нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере высшего образования, - «Привилегия на академию». На протяжении XVII-XVIII вв. российское законодательство о высшем образовании содержало персональные нормативные правовые акты. Они имели строго адресный характер и регулировали деятельность учебного заведения, его должностных лиц, преподавателей, студентов, а также иных участников академических общественных отношений. Так, непосредственно устанавливался объем полномочий, прав и обязанностей административного и преподавательского персонала, обучающихся в нем студентов и др.
Об авторах
А. Г. БыковаРоссия
Анастасия Геннадьевна Быкова - заведующий кафедрой конституционного и международного права Сибирского ЮУ , доктор исторических наук, доцент.
Ул. Короленко, 12, Омск, 644010
И. В. Киселев
Россия
Игорь Васильевич Киселев - преподаватель кафедры национального публичного и международного права.
Ул. Вильгельма Пика, 4, стр. 1, Москва, 129226
Список литературы
1. Шевырев С. П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею ординарным профессором русской словесности и педагогии Степаном Шевыревым. 1755-1855. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1855. 581 с.
2. Cobban A. B. Decentralized Teaching in the Medieval English Universities // History of Education. 1976. Vol. 5, iss. 3. P. 193-206. https://doi.org/10.1080/0046760760050301
3. Reiter E. H. Masters, Students, and Their Books in the Late Medieval German Universities // Paedagogica Historica. 1998. Vol. 34, iss. 2. P. 389-401. https://doi.org/10.1080/0030923980340205
4. Ridder-Symoens H. A History of the University in Europe: Volume 1, Universities in the Middle Ages. Cambridge University Press, 1992. 506 p.
5. Очерки истории школьной и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX века / отв. ред. М. Ф. Шабаева. М. : Педагогика, 1973. 360 с.
6. Andrews T. Studium Generale: a Chapter of Contemporary History. The University of London. The Catholic University. The Queen’s University. The College of Maynooth. London : Longmans & Company, 1867. 90 р.
7. Larionov A. A. The Role of Public Communication in Establishing the Theological Educational System in Russia in XVIII - Early XIX Century // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. № 236. Р. 343-350. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.12.046
8. Фонкич Б. Л. К истории организации славяно-греко-латинского училища в московской Бронной слободе в конце 60-х гг. XVII в. // Очерки феодальной России : сб. ст. М. : УРСС, 1998. Вып. 2. С. 187-225.
9. Середонин С. М. Исторический обзор деятельности Комитета министров. СПб. : Канцелярия Ком. министров, 1902. Какой том? ?? с.
10. Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII-XIX веках. Т. 1. СПб. : Тип. М. А. Александрова, 1912. 680 с.
11. Андреев А. И. Основание Академии наук в Петербурге // Петр Великий : сб. ст. М. : Л., 1947. С. 289.
12. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад : Кн. маг. М. С. Елова, 1914. 592 с.
13. Копелевич Ю. X. Санкт-Петербургская Академия наук и власть в XVIII в. // Наука и кризисы: историко-сравнительные очерки / ред.-сост. Э. И. Колчинский. СПб., 2003. С. 122-156.
14. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений : в 11 т. Т. 10: Служебные документы и письма, 1734-1765 / ред.: Л. И. Андреев, Г П. Блок, Г. А. Князев. М. : Л. : Изд-во Акад. наук СССР, 1957. 935 с.
15. Толстой Д. А. Взгляд на учебную часть России XVIII столетия до 1782 г. (Приложение № 2 к тому XLVII Записок Императорской Академии Наук). СПб., 1783. 100 с.
16. Рубинштейн Е. И. Новый источник по истории Московского университета 70-х гг. XVIII в. // Вестник Московского университета. Сер.: История. 1986. № 2. С. 65-79.
Рецензия
Для цитирования:
Быкова А.Г., Киселев И.В. Особенности становления российского законодательства о высшем образовании XVII-XVIII вв. Сибирское юридическое обозрение. 2021;18(4):388-397. https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-4-388-397
For citation:
Bykova A.G., Kiselev I.V. Features of Formation of Russian Legislation on Higher Education of the XVII-XVIII Centuries. Siberian Law Review. 2021;18(4):388-397. (In Russ.) https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-4-388-397