Preview

Сибирское юридическое обозрение

Расширенный поиск

Принципы и значение уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде

https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-4-423-432

Полный текст:

Аннотация

Современная отечественная система образования развивается и совершенствуется. Вместе с тем она часто остается не защищенной от различного рода угроз и опасностей криминального характера. Особую тревогу вызывает преступность обучающихся, которые, как показывает практика, нередко совершают противоправные деяния, направленные против иных участников образовательных отношений. Представляется, что важный профилактический потенциал в данном аспекте имеет формирование и развитие уголовной политики в области превенции всех существующих криминальных явлений в сфере образования. Автор раскрывает общие и специальные принципы уголовной политики в указанной сфере общественных отношений. К общим принципам он относит принципы законности, справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом, демократизма, а также принцип неотвратимости ответственности при реализации уголовной политики. К специальным принципам уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде отнесены принципы: соответствия задач, полномочий и ресурсов; опережающего характера стратегических решений; научности; комплексности; соответствия нравственности; целеустремленности; сочетания единоначалия и коллегиальности. Анализ указанных принципов показал, что в настоящее время они часто нарушаются в ходе реализации уголовной политики. Однако автор полагает, что такие нарушения неизбежны, поскольку, стремясь соблюсти один принцип, государство в определенной части нарушает второй. В целом уголовная политика находит отражение в первую очередь в действующих нормативных правовых актах.  Отмечается, что уголовной политике в сфере образования уделяется достаточно большое внимание, однако по-прежнему отсутствует единая государственная стратегия развития данного направления. Основная цель уголовной политики в области предупреждения преступности в образовательной среде заключается, по мне-нию автора, в том, чтобы воздействовать на криминальные явления путем разработки теоретических идей, направленных на противодействие и предупреждение преступности. Отмечается, что современная уголовная политика России формируется по двум направлениям. Первое заключается в совершенствовании законодательства, а второе подразумевает формирование и совершенствование криминологии, раскрывающей природу оснований преступности и разрабатывающей меры ее предупреждения. Представляется, что развитие данных направлений, как и иные научные исследования в области уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде, будет способствовать выработке единой государственной системы профилактики всех существующих криминальных явлений в сфере образования.

Об авторе

Е. З. Сидорова
Восточно-Сибирский институт МВД России
Россия

Екатерина Закариевна Сидорова - преподаватель кафедры уголовного права и криминологии, кандидат юридических наук.

Ул. Лермонтова, 110, Иркутск, 664074



Список литературы

1. Сидорова Е. З., Васильев А. М. Уголовная политика в сфере предупреждения преступности в образовательной среде: ведомственный уровень // Право и государство: теория и практика. 2021. № 3 (195). С. 262-265. https://doi.org/10.47643/1815-1337_2021_3_262

2. Бархатова Е. Н. Принципы уголовного закона и уголовно-правовые нормы: неочевидные противоречия // Сибирский юридический вестник. 2020. № 3 (90). С. 74-79.

3. Жуманиязов М. А. Общая характеристика формирования принципов уголовной политики // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2009. № 3 (15). С. 66-70.

4. Босхолов С. С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационные аспекты : моногр. М. : ЮрИнфоР, 1999. 293 с.

5. Беляев Н. А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л. : Изд-во Ленингр. гос. ун-та им. А. А. Жданова, 1986. 176 с.

6. Кузнецов А. П. Принципы уголовной политики // Общество и право. 2017. № 1 (59). С. 13-17.

7. Квашис В. Е. К XIV конгрессу ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию: основные проблемы, цели и задачи // Научный портал МВД России. 2019. № 3 (47). С. 16-21.

8. Security Strategy as a Factor in the Sustainable Development of the Republic of Kazakhstan / E. Sergazin, Z. Esimova, A. Kozhakhmetova, M. Mukasheva // Central Asia and the Caucasus. 2018. Vol. 19, № 1. Р 26-37.

9. Reznikov D. O., Makhutov N. A., Akhmetkhanov R. S. Аnalysis of Terrorist Attack Scenarios and Measures for Countering Terrorist Threats // Probabilistic Modeling in System Engineering / ed. by A. Kostogryzov. London : IntechOpen, 2018. Р. 257-278. https://doi.org/10.5772/intechopen.75099

10. Safety Issues of the Russian Educational System / E. Z. Sidorova, V. V Tarubarov, V Y. Okruzhko, A. M. Vasiliev, S. I. Pelevin // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2020. Vol. 11, № 1. P. 187-195. https://doi.org/10.14505//jarle.v11.1(47).22


Рецензия

Для цитирования:


Сидорова Е.З. Принципы и значение уголовной политики в сфере предупреждения преступности в образовательной среде. Сибирское юридическое обозрение. 2021;18(4):423-432. https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-4-423-432

For citation:


Sidorova E.Z. Principles and Significance of Criminal Policy in the Field of Crime Prevention in the Educational Environment. Siberian Law Review. 2021;18(4):423-432. (In Russ.) https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-4-423-432

Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)