КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО 
В статье исследуются нормы конституционного законодательства России и зарубежных стран о праве человека на жизнь. Рассматриваются способы правовой регламентации этого права странами, признающими его конституционной ценностью, и странами, где законодательно разрешено лишение человека жизни, выявляются сходство и различия. Анализируются последствия практического применения законодательных норм, охраняющих и защищающих жизнь человека. Раскрываются причины правового санкционирования лишения человека жизни. Придание праву человека на жизнь статуса абсолютного права признается наиболее эффективным правовым способом обеспечения данного права.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 
В работе рассмотрены проблемы соотношения интересов супруга - участника общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) и супруга, не являющегося таковым, при распоряжении долей (частью доли) в уставном капитале ООО, входящей в состав их совместно нажитого имущества. Проведен анализ судебной практики по вопросам правовой неопределенности регулирования отношений, объектом которых выступает доля в уставном капитале ООО, находящаяся в общей совместной собственности супругов, в связи с тем, что эти отношения подпадают под регулирование норм корпоративного и семейного законодательства. Рассмотрены законодательные реформы в отношении требования о нотариальном удостоверении сделок с долей (частью доли) в уставном капитале ООО с позиции их влияния на семейное законодательство, регулирующее вопросы распоряжения общим имуществом супругов.
На основе анализа действующего законодательства, научной доктрины и правоприменительной практики раскрывается специфическое содержание признаков, характеризующих автономные учреждения как субъекты предпринимательского права. Принадлежность автономных учреждений к субъектам предпринимательского права обосновывается через осуществление ими хозяйственной (предпринимательской) деятельности, именуемой в действующем гражданском законодательстве «приносящей доход деятельностью».
Статья посвящена актуальной проблеме иностранного усыновления в международном и национальном праве, законодательстве зарубежных стран. Предметом исследования в данной статье являются нормы международного права, российского и зарубежного законодательства, регулирующие процесс усыновления российских детей иностранными гражданами. Автор рассматривает зарубежный опыт, а также соотношение норм международного и национального права в сфере усыновления. Выделяются и описываются характерные особенности деятельности судебных органов и органов опеки и попечительства зарубежных государств. Анализируются положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Конвенции по правам ребенка, Конвенции о юрисдикции, применимом праве и признании решений об усыновлении и Конвенции о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, иных отечественных и зарубежных нормативных правовых актов, регламентирующих основы института международного усыновления. На основании проведенного исследования автор делает вывод о необходимости контроля за компетентными органами, осуществляющими процедуру международного усыновления, а также целесообразности обращения к опыту зарубежных стран по созданию специализированного суда, рассматривающего дела об усыновлении и осуществляющего контроль за деятельностью органов опеки, и по процедуре деусыновления, которая используется в ряде государств, что позволит российскому законодателю способствовать укреплению позиций института семьи в нашей стране.
В статье рассмотрены вопросы субъектного состава членов семьи, выявлены основные юридические признаки понятия «члены семьи собственника» и раскрыто их содержание. Автором утверждается, что если собственник совершил юридически значимое действие по вселению лица в свое жилое помещение в качестве члена семьи (без указания на коммерческий наем или безвозмездное пользование), имеет место признание собственником этого факта независимо от их взаимного правового положения (родства, свойства и т. п.). Целесообразным будет создание нормы, прямо указывающей на то, как именно должно быть оформлено соответствующее волеизъявление собственника или его уполномоченного представителя.
Статья посвящена анализу сущности правопреемства с позиций науки гражданского права. Автор предлагает рассматривать данную категорию как правоотношение общего типа. Исследуются подходы к определению содержания категории «правоотношение», анализируются различия между общими и конкретными правоотношениями. В статье раскрываются элементы правоотношения правопреемства общего типа: субъекты, объект, содержание. Вопрос об объекте правоотношения правопреемства рассматривается в контексте более общего вопроса об объекте гражданского права, гражданского правоотношения и гражданского оборота. Установлено, что содержание правоотношения правопреемства общего типа обладает определенной спецификой в силу различия правовой природы общих и конкретных правоотношений. Определены ситуации, при которых на основе правоотношения общего типа возникают конкретные правоотношения. Рассмотрены особенности защиты способности к правопреемству.
В современной России нередко встречается ситуация, когда в квартире зарегистрированы лица, когда-то отказавшиеся от приватизации данного жилья в пользу иного лица или не участвующие в такой приватизации по каким-то причинам, несмотря на наличие такого права. Квартира, построенная до 90-х гг. прошлого века, сначала относилась к государственной или муниципальной собственности, а затем перешла безвозмездно в собственность проживающих в ней лиц в порядке приватизации. В статье автор говорит о проблемах, связанных с недостаточной правовой закрепленностью данного права. Рассмотрена позиция судов различных инстанций относительно правового статуса указанных лиц, а также оснований для признания их утратившими право пользования спорной квартирой. Предлагаются варианты совершенствования законодательства для решения данной проблемы.
ТРУДОВОЕ ПРАВО, ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 
Нарушения действующего законодательства о социальных выплатах, получившие в последние годы широкое распространение, приводят к существенным бюджетным потерям. Отчасти этому способствует отсутствие оперативного межведомственного взаимодействия субъекта-правоприменителя с иными государственными органами, обладающими существенной информацией. Ее наличие у правоприменителя позволило бы предупредить незаконные выплаты, предотвратить хищение бюджетных средств. Авторами предлагаются способы профилактической направленности, в частности, установление дополнительных условий для получения материнского (семейного) капитала, систематизация законодательства о социальных выплатах, ускорение создания Единой государственной информационной системы социального обеспечения с наполнением ее новыми возможностями и функциями.
ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО, ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО, АГРАРНОЕ ПРАВО 
В статье проанализированы теория и практика электронной демократии в сфере охраны окружающей среды в России, показан потенциал внедрения экологических петиций и экологических голосований, проанализирована практика взаимодействия граждан и органов власти на примере сайтов федеральных и региональных природоохранных органов России. Обосновывается вывод о том, что сегодня в деятельности природоохранных органов мы наблюдаем только первые шаги по созданию системы электронной демократии, выражающиеся в возможности получения на сайте органов власти информации, а также «одностороннего взаимодействия», т. е. возможности граждан и юридических лиц скачать с сайта формы определенных документов. В настоящий момент необходимы дополнительные усилия органов власти по переходу к двустороннему электронному взаимодействию, что будет являться важным шагом к персональному вовлечению всех заинтересованных граждан в процесс принятия управленческих экологических решений.
Автор статьи, исходя из наиболее распространенной точки зрения на составляющие экологического вреда, рассматривает три подвида последнего (вред, причиненный: природным ресурсам; имуществу; жизни и здоровью гражданина). Устанавливаются особенности возмещения каждого из указанных подвидов. Особое внимание уделяется проблемам, возникающим при взыскании экогенного вреда, причиненного жизни и здоровью граждан.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
В статье рассматривается вопрос о проведенной дифференциации уголовной ответственности за коммерческий подкуп в зависимости от его размера. Анализируются проблемные вопросы квалификации, возникшие в связи с установлением уголовной ответственности за посредничество в коммерческом подкупе с учетом позиции правоприменителей. По мнению автора, отсутствие в ст. 2041 Уголовного кодекса Российской Федерации указания на посредничество в мелком коммерческом подкупе привело к необоснованной декриминализации указанных действий. Исследуется вопрос о возможности использования института соучастия при решении вопроса об уголовной ответственности за посредничество в мелком коммерческом подкупе. На основе проведенного исследования автором высказывается предложение о необходимости изменения уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за коммерческий подкуп и посредничество в нем.
Рассматриваются вопросы, связанные с исследованием практики исполнения уголовных наказаний без изоляции осужденных от общества. Особое внимание отводится анализу проблем определения злостного уклонения от отбывания наказания. Исследованы различные точки зрения ученых относительно юридической природы исследуемой проблемы, проанализированы деятельность уголовно-исполнительных инспекций и судебная практика по замене неотбытой части наказания более строгим видом наказания злостно уклоняющимся от отбывания уголовных наказаний без изоляции от общества осужденным. Делается вывод о несоответствии уголовного закона в этой части принципам уголовного и уголовно-исполнительного права. Выявлены общие критерии злостного уклонения от отбывания наказания, сформулирована точка зрения о необходимости исключения из уголовного и уголовно-исполнительного законодательства понятия «злостное уклонение», сохранения понятия «уклонение от отбывания наказания» и закрепления в Уголовном кодексе его признаков. Предлагается криминализировать случаи уклонения от отбывания наказания как самостоятельного состава преступления с назначением нового наказания.
В статье исследуется практика реализации положений Федерального закона № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» участковыми уполномоченными полиции, являющимися первичным звеном в профилактической правоохранительной работе. Выявлены существенные недостатки и пробелы в организации и содержании работы участковых уполномоченных полиции, что приводит к отсутствию практической эффективности положений указанного Федерального закона, направленных на усиление социальных функций полиции и приоритетность профилактических мер противодействия преступности.
Автор статьи рассматривает проблемные вопросы субъективной стороны состава легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации). Акцентируя внимание на цели данного состава, автор с точки зрения гражданского права рассматривает юридическую возможность придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенным преступным путем, теми способами, которые указаны в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем». Исследовав значение правомочий владения, пользования и распоряжения автор приходит к выводу о том, что легализация (отмывание) возможна лишь путем осуществления таких действий, в результате которых будут созданы доказательства, обосновывающие законный характер происхождения и владения имуществом, приобретенным преступным путем, что будет приравниваться к наличию у виновного права собственности.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 
Исследование особенностей правовой помощи в уголовном процессе как комплексной законодательной и научной категории позволило автору определить основания классификации и выделить четыре ее основных вида: правовую помощь, осуществляемую государственными органами уголовного судопроизводства и их должностными лицами; квалифицированную юридическую помощь, оказываемую адвокатами и юрисконсультами; правовую помощь, оказываемую близкими родственниками или иными лицами, являющимися участниками уголовного процесса; правовую помощь, оказываемую уполномоченными лицами, не являющимися субъектами уголовного судопроизводства.
Статья посвящена рассмотрению проблемы правомерности отказа прокурора от обвинения в стадии подготовки уголовного дела к судебному разбирательству. Автор анализирует с точки зрения теории и практики возможность и целесообразность отказа прокурора от обвинения на предварительном слушании, а также некоторые процессуальные вопросы, возникающие в рамках данной стадии при возвращении уголовного дела прокурору для устранения нарушений уголовно-процессуального закона. Делается вывод, что отказ прокурора от обвинения на данной стадии не только возможен, но и в полной мере отвечает задачам его деятельности как гаранта обеспечения прав и свобод граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, а также назначению уголовного процесса как базисного принципа. Тем не менее до сих пор имеются законодательные и правоприменительные проблемы, связанные с участием прокурора в предварительном слушании, которые требуют осмысления и решения.
В статье описаны особенности современного уголовного процесса Монголии, которые заключаются в отсутствии стадии возбуждения уголовного дела, слиянии решения о возбуждении уголовного дела и о привлечении в качестве обвиняемого, наличии единой процедуры окончания расследования уголовных дел, подлежащих прекращению и направлению в суд. Проведен сравнительно-правовой анализ реабилитирующих оснований прекращения уголовного дела (уголовного преследования). Рассмотрено содержание уголовно-процессуальной деятельности на этапе окончания расследования. Исследован порядок обжалования решения о прекращении уголовного дела, который в Монголии отличается отсутствием судебного контроля в досудебном производстве. Анализируется порядок и правоприменительная практика реализации права на реабилитацию. Сделан вывод о том, что ведомственное регулирование препятствует его осуществлению. Авторы констатируют, что порядок прекращения уголовного дела, предусмотренный УПК Монголии, содержит достаточно широкие гарантии установления истины. Нормативное регулирование полностью исключает многократную передачу уголовного дела от прокурора полиции при расхождении в оценках квалификации преступления и полноты проведенного расследования. Серьезным недостатком монгольского законодательства является отсутствие порядка прекращения уголовного преследования в связи с непричастностью. В целом механизм прекращения уголовного дела в уголовно-процессуальном законодательстве Монголии концептуально представляется более последовательным и логичным, но в части проработки процедурных механизмов значительно уступает российскому законодательству.
КРИМИНАЛИСТИКА, СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
Расследование грабежей, ввиду их динамичности, временного и информационного дефицита, требует от лица, производящего расследование, высокого профессионализма, основанного на глубоких теоретических знаниях закономерностей совершения таких преступлений. Анализ типичных недостатков проведенных осмотров места происшествия по фактам грабежей, совершаемых на открытой местности, позволил сформулировать оптимальный алгоритм действий следователя по организации и проведению осмотра места происшествия, учитывающий тактико-криминалистические особенности данного следственного действия.
В статье излагаются вопросы реализации требования уголовного и уголовно-процессуального законов об изучении личности совершившего преступление как целостной системы взаимосвязанных свойств (качеств, признаков). Наряду с выявлением источников соответствующей информации и применением определенных методов ее изучения, важной составляющей рассматриваемой деятельности является определение способов собирания характеризующих сведений.В статье рассматривается значение слова «способ», исследуются вопросы использования такого способа изучения личности несовершеннолетнего, совершившего преступление, как производство допроса. Автором освещается проблема недостаточности и (или) недостоверности сведений о личности привлекаемого к уголовной ответственности несовершеннолетнего, в том числе получаемых при производстве допроса и очной ставки. Раскрываются возможности применения методов беседы и наблюдения в целях изучения личности подростка в ходе проведения данных следственных действий. Перечисляются субъекты, которые могут обладать той или иной совокупностью сведений о совершившем преступление, а также предлагается перечень вопросов, которые должны быть поставлены перед ними при производстве их допроса.
В статье изложены некоторые вопросы использования следов на предварительном следствии и при судебном рассмотрении уголовного дела на стадии судебного следствия. Следы выясняемых событий чаще всего используются при осуществлении предварительного расследования органами следствия и дознания. В статье раскрываются основные подходы и принципы этой деятельности. Отдельно изучаются и анализируются возможности эффективного использования следов в стадии судебного следствия. Особенности и методы таких действий весьма разнообразны и постоянно совершенствуются. Относительная односторонность подходов к этому вопросу позволила уделить больше внимания требованиям к использованию следов на судебной стадии.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 
Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, определяющие механизм профессионального развития гражданских служащих. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с принятием решения о направлении гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию. Автором в рамках статьи представлен анализ понятийного аппарата, особое внимание уделено правовым основаниям направления, проблемам их реализации. Сформулированы предложения по совершенствованию механизма профессионального развития гражданских служащих.
В статье рассмотрены вопросы понимания административно-правовой наукой юридической справедливости правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, иных органов публичного управления. Автор определяет понятие и выделяет требования юридической справедливости административного правоприменения, проводит соотношение этих требований с требованиями законности, обоснованности, целесообразности данной деятельности.
Статья 171 Уголовного кодекса Российской Федерации и ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливают публичную юридическую ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Таким образом, уголовным законодательством и законодательством об административной ответственности предусмотрены смежные составы противоправных деяний, которые обладают общими признаками.В статье проведен анализ конкурирующих составов по всем элементам, формирующим их структуру. Автором сделан вывод, что основным признаком, позволяющим дифференцировать уголовную и административную ответственность за рассматриваемое деяние, является степень его общественной опасности, которая определяется размером полученного дохода или причиненного вреда.
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС, АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС 
В статье предпринята попытка очертить границы ответственности законных представителей по обязательствам недееспособных. Рассматривается процессуальный статус недееспособных и их законных представителей в гражданском и административном судопроизводстве. Высказано мнение о том, что обязанности несовершеннолетнего ответчика могут быть исполнены за счет его законного представителя. С законного представителя следует взыскивать и судебные расходы.
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 
В статье рассмотрена проблема независимости судебной власти на основе анализа общетеоретических подходов к определению понятий «судебная власть», «правосудие», «суд» на современном этапе развития теории права и государства. Автором выдвигается и обосновывается идея о том, что судебная власть представляет собой самостоятельный вид властных отношений, специфика которого заключается в осуществлении властеотношений на основе судебного способа. Появившись на определенном этапе развития общества в ответ на назревшую потребность в мирном разрешении споров и конфликтов, судебная власть как самостоятельный социальный феномен может иметь как государственные, так и негосударственные формы. Однако особенно остро проблема реализации принципа независимости судебной власти проявляется в ее государственной форме, что обусловлено, на наш взгляд, противоречием между арбитральным характером самой судебной власти как механизма реализации права и властной природой государства, стремящегося использовать ее в своих интересах.
Рассматриваются экономические и правовые меры стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды на основе действующего законодательства России, дается их понятие. Раскрываются проблемы исчисления и взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Дискуссионным продолжает оставаться вопрос о необходимости деления объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, по категориям. Анализируется законопроект о введении главы«Экологический налог» в Налоговый кодекс Российской Федерации. Значительное внимание уделяется государственной поддержке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, а также экономическим мерам стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что охрану окружающей среды и рациональное природопользование можно обеспечить лишь путем принятия комплекса организационных, правовых и экономических мер, направленных на снижение уровня негативного воздействия человеческой деятельности.
В статье анализируется правовой статус председателя и секретаря маслихата по законодательству Республики Казахстан. Выявлены особенности роли и места данных должностей в структуре представительного органа местного самоуправления. Особое внимание автором уделено полномочиям и организации деятельности представительного органа, проанализированы регламенты маслихатов, которые позволили выделить некоторые группы полномочий председателя и секретаря. Подробно изучены теоретические вопросы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что полномочия председателя и секретаря маслихата в некоторой части дублируются. Автором выявлены соответствующие проблемы и предложены пути их решения.
ЮБИЛЕИ 
ISSN 2658-7610 (Online)