ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ 
Правовая жизнь общества как объект юридического знания может иметь различные инварианты (виды, формы), которые представляют собой сложные саморазвивающиеся системы с постоянно изменяющимися количественными и качественными характеристиками по мере эволюции (во времени, пространстве и другое). При их взаимодействии происходит перманентное изменение самого целостного объекта, который переходит во всё новые и новые фазы. Таким видом целостного объекта является правовая жизнь сельского мира (сельской жизни), охватывающего весь комплекс материальных и духовных правовых явлений, возникающих при решении задач государственной политики по развитию сельских территорий в целях улучшения качества жизни населения, обеспечения национальной безопасности и суверенитета России. В настоящем исследовании предметом юридического познания правовой жизни села являются сформулированные идеи, принципы, правоотношения (властные, экономические, экологические и иных сфер деятельности субъектов), правовые нормы и иные элементы, которые в своей совокупности представляют основы права сельского мира. Правовые основы сельской жизни как саморазвивающийся политико-правовой феномен является эффективным инструментом совершенствования национального позитивного права. Исследование основ права сельского мира через более детальное изучение существенных признаков его структурных элементов с помощью синтеза методов, способов и процессов научного познания позволяет объективно дополнить понятийный ряд юридической науки.
Проведен анализ отдельных нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с точки зрения юридической техники, в частности наличия элементов рамочного правового регулирования. Отдельные аспекты последнего рассмотрены с позиции конституционного права. Целью настоящего исследования является изучение юридической техники, инструментария рамочного правового регулирования. Механизм рамочного правового регулирования существует в области разграничения предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти и ее субъектов. С точки зрения юридической техники, его признаки прослеживаются в законодательстве СССР, однако концептуальные изменения в развитии федеративных отношений начали происходить в конце XX в. Анализ нормативно-правовых актов, которые были подписаны до всенародного голосования по принятию Конституции РФ, имеет существенное значение в процессе определения юридического инструментария, который использовал законодатель при регулировании федеративных отношений в Российской Федерации. Нормативные правовые акты, в том числе Федеративный договор, имели важное значение в процессе централизации государственной власти нашей страны, способствовали недопущению выхода автономных союзных республик РСФСР из ее состава. Федеративный договор обладает определенными особенностями: с технико-юридической стороны в тексте встречается полисемия, относительно-определенные нормы, создающие неопределенность в правовом регулировании, однако в некоторых договорах присутствует условие о дальнейшей конкретизации правоотношений, что позволяет учесть местные особенности регионов в дальнейшем правовом регулировании. В государствах взаимоотношение между федеральными органами власти и субъектами федерации является важным, прежде всего в целях осуществления функций государства. С точки зрения методологической концепции историзма представляется возможность исследовать развитие юридических средств рамочного правового регулирования, которые были заложены при формировании и становлении федеративных отношений в России. По результатам исследования выявлены отдельные проблемы, а также сделаны обобщающие выводы.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО, СЕМЕЙНОЕ ПРАВО, МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО 
С развитием государства и общества неминуемо изменяются правоотношения. Происходящие изменения касаются различных категорий населения. Несовершеннолетние, используя информационные технологии и часто имея неограниченный доступ к Интернету, подвергаются особому риску. Это касается негативной информации, размещаемой в сети, нередко разрушающей моральные устои и наносящей значительный ущерб воспитанию, даже при надлежащем исполнении родителями своих обязанностей. Ситуация усугубляется тем, что повышается количество правонарушений и уголовных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, что часто происходит под воздействием группы или пропаганды пользователей Интернета. Уголовное и административное законодательство устанавливают определенный возраст, с которого лица могут быть привлечены к тому или иному виду ответственности. Гражданское законодательство также ограничивает возраст, с которого лицо в полном объеме может нести ответственность. За детей, не достигших такого возраста, ответственность несут родители, поскольку именно на них возложена обязанность воспитания. Автором рассматриваются виды гражданско-правовой ответственности несовершеннолетних. Подвергается анализу правоприменительная практика по гражданским делам с участием несовершеннолетних. Дается анализ такому новому явлению, как буллинг, который в последнее время активно освещается в правовой литературе. Связано это прежде всего с тем, что несовершеннолетние в силу психической незрелости порой не осознают свое поведение в коллективе, результатом чего является агрессивное преследование. Лицам, подвергшимся буллингу, причиняются нравственные, а порой и физические страдания. Поскольку в гражданском законодательстве четкие указания относительно распределения ответственности между родителями ребенка отсутствуют, автором приводятся научные подходы, а также толкование рассматриваемых правоотношений в судебной практике. В заключение подводятся итоги исследования, делаются выводы о необходимости приведения в соответствие норм гражданского и семейного законодательства и закрепления единого порядка взыскания ущерба в случае причинения его несовершеннолетним.
Автором рассматривается наследственная трансмиссия как особое правовое явление, анализируются вопросы регулирующего ее законодательства и возможные пути их разрешения с учетом сложившейся судебной практики. Данная тема показалась достаточно интересной, несмотря на ее кажущуюся невостребованность в судебной и нотариальной практике последних пяти лет, по причине трудности ее доказывания. Данная статья является результатом теоретического и практического анализа как всего института наследственной трансмиссии, так и его категорий (трансмиссар, трансмитент, процедурные механизмы), применяемых в делах о наследовании отдельных видов имущества. Исследуются правовые аспекты наследования трансмиссаром имущества как в брачно-семейных и кровно-родственных отношениях, так и в связанных с ними корпоративных и предпринимательских. Авторский анализ норм о наследовании сопровождается сопоставлением с аналогичными нормами зарубежного законодательства. На примере постановлений российских судебных органов раскрываются особенности реализации института наследственной трансмиссии в Российской Федерации и аналогичных институтов за рубежом. На основании комплексного подхода институт наследственной трансмиссии исследуется также в его взаимосвязи с различными институтами российского права и экономическим анализом процессов наследования. Полагаем, что вопросы наследования бизнеса, цифрового и бездокументарного активов имеют на данном этапе развития российского законодательства насущное практическое значение, поскольку, трансформируясь и усложняясь, часто именно эти отношения существенно влияют на субъектов возникших связей и их цели в плане реализации прав и обязанностей во многих сферах общественной жизни. Мы убеждены, что активное, непрерывное развитие корпоративных, семейных, банкротных отношений и отношений интеллектуальной собственности, с одной стороны, и совершенствование российского законодательства – с другой, придадут позитивную динамику институту наследственной трансмиссии, упростят возможности ее реализации и доказывания, сохранят значимость и суть наследственной трансмиссии как одного из важнейших институтов российского наследственного права.
В фармацевтической индустрии на разработку нового изобретения (лекарственного средства), приобретение патента и введение в гражданский оборот со стороны разработчиков расходуются значительные материальные и временные ресурсы. В связи с этим лекарственные средства привлекательны для фальсификации, предпринимаются попытки воспроизвести имитацию оригинальных лекарственных средств, что требует уделения особого внимания защите прав патентообладателей. Получение патента на изобретение, с одной стороны, предоставляет исключительное право его обладателю, являясь своеобразной благодарностью государства за обеспечение инновационного прогресса, с другой стороны, несет значительные угрозы, обусловленные возможной недобросовестностью патентообладателей, что, по мнению автора, с учетом последних вызовов времени, требует не меньшего внимания в части обеспечения защитных механизмов от злоупотреблений. Поскольку доступность лекарственных средств – одна из основных задач национального здравоохранения, то автором поднята актуальная проблема применения в отечественном праве одного из таких механизмов, а именно механизма выдачи принудительных лицензий на лекарственные средства как изобретения (принудительное лицензирование). В статье содержится краткий исторический очерк зарубежного применения подобных институтов, анализируется отечественное регулирование и практика правоприменения, на основе чего выдвигаются тезисы о необходимости дополнительного правового регулирования.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, НАЛОГОВОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО 
Предметом исследования выступают нормы бюджетного законодательства Российской Федерации, направленные на регулирование отношений, связанных с предоставлением межбюджетных субсидий. Цель проведенного исследования – рассмотрение понятия «субсидия», выделение основных признаков, присущих данной правовой категории, осуществление на их основе анализа межбюджетных субсидий, выявление проблем правовой реализации данных межбюджетных трансфертов, выработка предложений по их законодательному разрешению, представление авторского определения понятия «межбюджетные субсидии». Методологической основой исследования служит совокупность научных методов: формально-юридический, структурно-функциональный, сравнения, поиска и анализа научного и нормативного материала. В качестве научной базы проведенного исследования выступили работы ученых в области финансового и бюджетного права. Применительно к межбюджетным субсидиям особое значение имеет содержание данного понятия, определение признаков рассматриваемой денежной выплаты, отличающих ее от иных межбюджетных трансфертов. Кроме того, в исследовании межбюджетных субсидий особое научное и практическое значение имеют вопросы их возмездности и безвозмездности, добровольности и принудительности предоставления, в том числе возможности существования субсидий в качестве трансформированных фискально-налоговых платежей. На основе признаков, присущих субсидиям, в статье представлены аргументы о безвозмездности межбюджетных субсидий, сформулированы предложения по упразднению субсидий, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации из местного бюджета как несоответствующих требованиям субсидирования и выступающих инструментом принудительного изъятия бюджетных средств. Несмотря на наличие практики нормативного правового регулирования отношений по предоставлению межбюджетных субсидий на условиях стопроцентного софинансирования, в статье обосновывается вывод о недопустимости такого подхода. На основе сравнительного анализа межбюджетных субсидий и иных межбюджетных трансфертов в исследовании делается вывод о необходимости внесения в законодательство изменений, предусматривающих исключение тождественности целей предоставления данных трансфертов и нормативного казуса о стопроцентном софинансировании иных межбюджетных трансфертов. По результатам проведенного исследования в статье представлено авторское определение межбюджетных субсидий.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО 
Статья посвящена анализу предусмотренной ч. 2 ст. 14 УК РФ малозначительности деяний. Исследуя соответствующие нормативные предписания, разъяснения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, научную литературу, автор приходит к следующим выводам. Не всегда наличие в деянии отягчающего обстоятельства исключает возможность применения к нему положений ч. 2 ст. 14 УК РФ. Конечно, наступление, например, тяжких последствий в результате совершения посягательства (п. «б» ч. 1 ст. 63 УК РФ) сводит к нулю вероятность признания его малозначительным, однако совершение действия (бездействия), в частности, в составе группы лиц (п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ) уменьшает, но полностью не исключает такую возможность. Не предопределяет автоматически положительного решения вопроса о малозначительности и наличие в деянии смягчающего обстоятельства (например, совершения его по мотиву сострадания (п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ)), но чем меньше в содеянном смягчающих обстоятельств, характеризующих совершенное действие (бездействие), и чем больше количество отягчающих обстоятельств, тем меньше вероятность применения к посягательству положений ч. 2 ст. 14 УК РФ (и наоборот). Возможно признание малозначительным нарушения (например, хищения), совершенного и в отношении особо уязвимых категорий потерпевших, таких как беременные женщины, престарелые граждане. Не исключается признание малозначительным действия (бездействия), формально содержащего признаки состава преступления любой категории (в основном, конечно, небольшой или средней тяжести), однако чем больше степень тяжести и чем «квалифицированнее» состав преступления, признаки которого содержит деяние, тем меньше вероятность применения к нему положений ч. 2 ст. 14 УК РФ. Добровольные явка с повинной, раскаяние в содеянном, возмещение лицом ущерба или заглаживание иным образом вреда, причиненного посягательством, способствование раскрытию и расследованию происшедшего, признание нарушителем вины, примирение его с потерпевшим не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность деяния, поскольку в ч. 2 ст. 14 УК РФ речь идет о малозначительности совершенного действия (бездействия), а не о поведении виновного после совершения деяния.
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 
Насильственные действия являются компонентом объективной стороны множества правонарушений. Они служат фактором, влияющим на квалификацию правонарушений, не получившим должной научной и законодательной оценки, что наглядно отражается в действующих конструкциях составов правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ «Побои» и ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». В первом случае имеется ряд дискуссионных вопросов, относящихся к определению объекта указанного административного правонарушения, объективной стороны, а также к личности несовершеннолетнего потерпевшего. Во втором случае, несмотря на свое юридическое значение (по последствиям) такой негативный фактор, как жестокое обращение с несовершеннолетними, не получил в российском законодательстве надлежащей понятийной разработки. Законодатель и Пленум Верховного Суда Российской Федерации относятся к нему как к оценочному понятию, что с точки зрения юридической техники верно, но с точки зрения правоприменения вызывает вопрос о том, какие признаки должны указывать на наличие данного обстоятельства? Цель исследования состоит в определении структурных частей насильственных действий, образующих объективную сторону рассматриваемых правонарушений. Достижение цели возможно посредством решения следующих задач: определить свойства насильственных действий, указывающих на жестокое обращение с несовершеннолетними при невыполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних (на примере неоднократного совершения административного правонарушения по ст. 6.1.1 «Побои»); выработать юридическую оценку такого обстоятельства, как совершение насильственных действий при семейно-бытовых конфликтах (в частности, побоев) в присутствии несовершеннолетних; представить предложения для совершенствования российского законодательства по рассматриваемым вопросам. Методологическую основу исследования составили диалектический подход к научному познанию общественных отношений, в которых совершается насилие (побои) и жестокое отношение к несовершеннолетним; сравнительный анализ, синтез результатов, полученных в ходе исследования, позволившие обосновать необходимость разработки актов государственных органов. К числу специальных методов, примененных в исследовании, относятся метод исследования нормативных правовых актов и документов, эмпирический, метод обработки и анализа данных, их обобщения. В качестве итога исследования для обсуждения предлагаются некоторые деяния, которые могут указывать на жестокое обращение с несовершеннолетними и либо являться его составной частью, либо служить для разграничения административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.1.1 КоАП РФ от преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ. К насильственным действиям, характеризующим жестокое обращение с несовершеннолетним при неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, относятся те, которые выражают бессердечие, безжалостность, вызывают страдания у несовершеннолетнего посредством причинения телесных повреждений, нанесения побоев, совершение иных насильственных действий, угроз и т. д. Предлагается в ст. 6.1.1 КоАП РФ добавить часть 2 (квалифицированный состав), указав в ней те же действия, что и в ч. 1, но совершенные в отношении несовершеннолетнего и (или) в отношении совершеннолетнего в присутствии несовершеннолетнего, предусмотрев более строгое наказание.
ISSN 2658-7610 (Online)