Административная ответственность за дискредитацию деятельности органов государственной власти
https://doi.org/10.19073/2658-7602-2023-20-4-355-366
EDN: ASPNLG
Аннотация
Предметом анализа выступают отношения и деятельность правоохранительных органов, связанные с квалификацией административных правонарушений, направленных на дискредитацию Вооруженных Сил РФ и органов государственной власти в условиях недружественного отношения и вооруженного противостояния отдельных стран.
Целью исследования является прояснение феномена вербальных и интенциональных правонарушений психоэмоционального типа, особенностей построения, конструкции и деконструкции основных элементов состава такого типа административных правонарушений, уяснение критериев разделения условно правомерного и категорически противоправного поступка, выраженного как негативное высказывание или агрессивная неустойчивая установка психологического состояния лица, совершившего административное правонарушение.
Методы исследования основаны на применении при анализе юридического текста и соотнесении контекста обстоятельств с позиций основных положений пропозициональной логики (выведение категорических суждений о значении отдельных терминов с неопределенной семантикой (дискредитация, публичность, нацеленность и пр.)), учения о множественных предикатах (позволило выстраивать матричные структуры допустимости вменения противоправного поступка субъекту только с определенным правовым статусом, а равно ситуационного отрицания допустимости его вменения, если полная картина происшедшего не может быть воспроизведена), построении модальных конструкций (правил квалификации административных правонарушений психоэмоционального типа), а также логики оценок (в части слабых и сильных утверждений о запрещенном или допустимом высказывании о деятельности представителей власти в определенных условиях или определенными способами). Основные выводы исследования выражены в утверждении приоритетного установления ответственности и наказуемости за правонарушения, связанные с формированием разрушительных антикультурных стереотипов, ложных идеологических установок, умалением традиционного уклада и отрицанием жизненно важных устоев российского общества, необходимостью устранения юридических конструкций с неопределенным и неясным содержанием. Следует уделять повышенное внимание смысловому анализу и нацеленности фраз нарушителя именно на замещение выдержанной общественной позиции эгоистическими устремлениями и насаждение приоритета личных заблуждений. Требуется введение отдельной категории правил информационно-семантического анализа при вменении того или иного административного правонарушения.
Об авторе
Д. В. ОсинцевРоссия
Дмитрий Владимирович Осинцев, профессор, доктор юридических наук, профессор кафедры
кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел
620057
ул. Корепина, 66
Екатеринбург
Список литературы
1. Агапов А. Б. Гуманизация, или Апология публичного принуждения // Административное право и процесс. 2023. № 5. С. 11–17. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/565965646/
2. Дугенец А. С., Канунникова Н. Г. Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2023. № 4. С. 27–29. URL: https://lawinfo.ru/articles/2535/aktualnye-voprosy-privleceniya-k-administrativnoi-otvetstvennosti-v-rossiiskoi-federacii
3. Зайцев И. А. Права и обязанности физического лица, привлекаемого к административной ответственности, в условиях развития цифровой коммуникации (часть 2 – «Возможные риски и угрозы») // Административное право и процесс. 2023. № 2. С. 33–37. URL: https://lawinfo.ru/articles/1679/prava-i-obyazannosti-fiziceskogo-lica-privlekaemogo-k-administrativnoi-otvetstvennosti-v-usloviyax-razvitiya-cifrovoi-kommunikacii-cast-2-vozmoznye-riski-i-ugrozy
4. Морозова Н. А. Составы создания абстрактной и реальной опасности в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях // Российский юридический журнал. 2022. № 5 (146). С. 90–99. doi: 10.34076/20713797_2022_5_90
5. Городов О. А. Прямая дискредитация конкурента как вид недобросовестной конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 1 (19). С. 31–38.
6. Быкова Г. В. О некоторых словах и жестах: стратегия дискредитации? // Юрислингвистика. 2008. № 9. С. 348–355.
7. Кармоков М. С. Некоторые аспекты дискредитации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации при проведении контртеррористических операций // Научные исследования: от теории к практике. 2016. № 4-2 (10). С. 211–212.
8. Пошелов П. В. Административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации // Военно-юридический журнал. 2022. № 6. С. 2–5. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_011139501/
9. Кумышева М. К. Актуальные проблемы привлечения к уголовной ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации // Образование и право. 2022. № 7. С. 274–279. doi: 10.24412/2076-1503-2022-7-274-279
10. Меньшин Г. И., Петров Д. А. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 2803 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил» // Академическая публицистика. 2022. № 12-2. С. 420–424.
Рецензия
Для цитирования:
Осинцев Д.В. Административная ответственность за дискредитацию деятельности органов государственной власти. Сибирское юридическое обозрение. 2023;20(4):355-366. https://doi.org/10.19073/2658-7602-2023-20-4-355-366. EDN: ASPNLG
For citation:
Osintsev D.V. Administrative Liability for Discrediting the Activities of Public Authorities. Siberian Law Review. 2023;20(4):355-366. (In Russ.) https://doi.org/10.19073/2658-7602-2023-20-4-355-366. EDN: ASPNLG