Preview

Сибирское юридическое обозрение

Расширенный поиск

Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие

https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-2-192-203

Полный текст:

Аннотация

Вступление в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации и те качественные изменения, которые были внесены в текст последней обусловили законодательную активность. Были приняты законы, отражающие изменения, внесенные в текст Конституции, и содержащие новые и/или малоисследованные термины, понятия, феномены. Особое внимание ученых и исследователей привлек вступивший в силу в декабре 2020 г. Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации», который впервые узаконил такие термины, как «публичная власть», «единая система публичной власти» и др. Вызывает также интерес позиция, выраженная в заключении Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-3 в связи с запросом Президента Российской Федерации. Возникла необходимость дать разяснения и авторские комментарии позитивного права страны, вызванная указанными новеллами. Термин «публичная власть» не является новеллой для российской правовой науки, но и не был широко исследован, а в связи с законодательными изменениями он приобретает новые качества, характеристики, которые нуждаются в пояснении и обосновании. Законодатель приводит пространное определение данных терминов. Это делает необходимым осмысление их сути, выделение основных элементов системы публичной власти и демонстрацию их политико-правовых связей, а также форм взаимодействия, которые имеют место в публично-правовом регулировании отношений между субьектами (элементами) единой системы публичной власти. Цель: исследовать суть понятий «публичная власть», «единая система публичной власти», выявить характерные признаки понятия «единая система публичной власти». Среди основных задач: показать политико-правовые связи и формы взаимодействия, возникающие между субъектами (элементами) единой системы публичной власти. Методы: логический, аналитический, сравнительно-правовой, диалектический, методы, позволяющие раскрыть сущность, внутренние связи и соотношение закрепленных в федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» понятий, выявить особенности единой системы публичной власти. Результаты: перечислены органы государственной власти, которые соответствуют признакам, указанным законодателем, выявлены политико-правовые связи и формы взаимодействия, возникающие между субьектами (элементами) единой системы публичной власти, сделаны соответствующие исследованию выводы.

Об авторе

M. Н. Кобзарь-Фролова
Институт государства и права Российской академии наук
Россия

Маргарита Николаевна Кобзарь-Фролова, заведующий сектором административного права и административного процесса, доктор юридических наук, профессор

Ул. Знаменка, 10, Москва, 119019



Список литературы

1. Locke J. Two Treatises of Government (1690). A Critical Edition / еd. by Peter Laslett. London, 1960. 467 р.

2. Савенков А. Н., Чиркин В. Е. Конституционные основы социального и территориального единства и дифференциации публичной власти. О новом прочтении и 25-летнем опыте осуществления некоторых положений Конституции РФ 1993 г. // Государство и право. 2018. № 12. С. 18–29. https://doi.org/10.31857/S013207690002197-8

3. Чиркин В. Е. Публично-правовое образование. М. : Норма, 2011. 336 с.

4. Современные проблемы организации публичной власти : моногр. / рук. авт. кол. и отв. ред. С. А. Авакьян. М. : Юстицинформ, 2014. 596 с.

5. Вершинина С. И. Понятие публичной власти и ее взаимодействие с государственным принуждением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Юридические науки. 2010. № 1. С. 8–12.

6. Мальцев И. А. К вопросу о системе разделения властей на уровне субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 4. С. 18–21.

7. Мамут Л. С. «Разделение властей» или разделение публично-властных полномочий? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2009. № 4. С. 3–11.

8. Окуньков Л. А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. № 2. С. 3–10.

9. Трайнин И. П. Разделение властей // Советское строительство. 1937. № 7–8. С. 6–9.

10. Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 3–12.

11. Шершеневич Г. Ф. Общее учение о государстве и праве. М. : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1908. 159 с.

12. Горобец В. Д. Доктрина разделения властей и права человека // Журнал российского права. 1998. № 4-5. С. 166–173.

13. Джангирян Ж. Д. Соотношение теории разделения и единства властей // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 4. С. 6–11.

14. Калинина Е. В. Теория разделения властей: истоки проблемы и ветхозаветное видение системы «сдержек» и «противовесов» // История государства и права. 2011. № 15. С. 22–26.

15. Сергеев Д. Б. Теория разделения властей и система сдержек и противовесов как основы построения структуры муниципального образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 12. С. 17–21.

16. Kant Immanuel. The Philosophy of Law (1796) / translated by W. Hastie. Edinburgh, 1887. 265 р.


Рецензия

Для цитирования:


Кобзарь-Фролова M.Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие. Сибирское юридическое обозрение. 2021;18(2):192-203. https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-2-192-203

For citation:


Kobzar-Frolova М.N. The System of Public Authorities of the Russian Federation: Concept, Characteristics, Interaction. Siberian Law Review. 2021;18(2):192-203. (In Russ.) https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-2-192-203

Просмотров: 658


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)