Preview

Сибирское юридическое обозрение

Расширенный поиск

Вопросы стратегического правового регулирования внедрения цифровых технологий на транспорте

https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-2-128-137

Аннотация

Несмотря на осознание значимости цифровой трансформации автомобильных дорог как основы безопасности жизнедеятельности, социального и экономического развития страны, остаются совершенно не изученными вопросы технического, юридического и финансового регулирования отношений цифровизации транспортного комплекса на федеральном и региональном уровнях, детальной оценки влияния цифровых технологий на транспорте на социальные и экономические процессы в современном российском обществе. В российской доктрине в последние годы проводятся исследования в целом по вопросам формирования и развития цифровой экономики в России, в которых точечно и лишь в общих чертах упоминаются интеллектуальные транспортные системы без их комплексного анализа. На основе оценки текущего состояния и тенденций развития инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры в России, зарубежного опыта выявлены потенциальные проблемы внедрения цифровых технологий на транспорте в социально-экономическом и правовом измерении, сформулированы конкретные предложения по юридическому и финансовому регулированию вопросов и минимизации рисков ответственности за причинение вреда в условиях развития информационных транспортных систем. Проанализирована роль программ «Цифровая экономика Российской Федерации» и «Безопасные и качественные дороги» в развитии интеллектуальных транспортных систем, в качестве результатов выявлены перспективные направления использования беспилотных автотранспортных средств для улучшения качества жизни людей, развития предпринимательской деятельности, технологичных отраслей промышленности, повышения инвестиционной привлекательности России и укрепления ее позиций на международной арене. В исследовании использованы следующие методологические принципы: обьективности; детерминизма; историзма; целостности; системности; структурности; функциональности; иерархичности; плюрализма объяснения и понимания права; компаративистики. Применены частные методы: правовой аналитики, законодательной техники, правовой компаративистики, экспертных оценок. В качестве основных результатов исследования выявлены особенности правового регулирования новых и перспективных отношений, возникающих в условиях цифровой экономики. Это стратегическое правовое планирование и правовой эксперимент. С учетом данного вывода сформулирована система предпосылок развития интеллектуальных транспортных систем на основе анализа национальных программ. Система предпосылок включает три уровня: технологические предпосылки, инфраструктурные и нормативные.

Об авторе

В. Н. Воронин
Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА); Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)
Россия

Вячеслав Николаевич Воронин, доцент кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), доцент кафедры уголовного права и адвокатуры Российского государственного университета им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), кандидат юридических наук

Ул. Садовническая, 33, стр. 1, Москва, 117997



Список литературы

1. Пашенцев Д. А. Российская законотворческая традиция перед вызовом цифровизации // Журнал российского права. 2019. № 2. С. 5–13. https://doi.org/10.12737/art_2019_2_1

2. Журавлева О. О. Принцип баланса частных и публичных интересов и экспериментальное регулирование в налоговой сфере // Журнал российского права. 2018. № 8. С. 89–101. https://doi.org/10.12737/art_2018_8_9

3. Tyagi, V., Kalyanaraman, S., Krishnapuram, R. Vehicular Traffic Density State Estimation Based on Cumulative Road Acoustics // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. 2012. Vol. 13, iss. 3. P. 1156–1166. https://doi.org/10.1109/TITS.2012.2190509

4. Mattern F., Flörkemeier C. Vom Internet der Computer zum Internet der Dinge // Informatik Spektrum. 2010. Vol. 33. S. 107–121. https://doi.org/10.1007/s00287-010-0417-7

5. Sanchez-Iborra R., Cano M.-D. State of the Art in LP-WAN Solutions for Industrial IoT Services // Sensors. 2016. Vol. 16, no. 5. P. 708. https://doi.org/10.3390/s16050708

6. Sustainable Smart Cities / ed. by M. Peris-Ortiz, D. Bennett, D. Pérez-Bustamante Yábar. Springer International Publishing, 2017. 224 p. https://doi.org/10.1007/978-3-319-40895-8

7. Taeihagh A., Lim H. S. M. Governing Autonomous Vehicles: Emerging Responses for Safety, Liability, Privacy, Cybersecurity, and Industry Risks // Transport Reviews. 2019. Vol. 39, iss. 1. P. 103–128. https://doi.org/10.1080/01441647.2018.1494640

8. Thrun S. Toward Robotic Cars // Communications of the ACM. 2010. Vol. 53, iss. 4. P. 99–106. https://doi.org/10.1145/1721654.1721679

9. Boyce P., Fotios S., Richards M. Road Lighting and Energy Saving // Lighting Research & Technology. 2009. Vol. 41, iss. 3. P. 245–260. https://doi.org/10.1177/1477153509338887

10. Frank K. Road Pricing: Addressing Congestion, Pollution and the Financing of Britain’s Road // Ingenia. 2006. Iss. 39. P. 34–40.

11. Shirodkar N., Uchil P. Number Plate Detection Using Image Processing for Automated Toll Collection to Prevent Fraudulent Behavior // International Journal of Advanced Research in Computer Engineering & Technology (IJARCET). 2015. Vol. 4, iss. 5. P. 1922–1927.


Рецензия

Для цитирования:


Воронин В.Н. Вопросы стратегического правового регулирования внедрения цифровых технологий на транспорте. Сибирское юридическое обозрение. 2021;18(2):128-137. https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-2-128-137

For citation:


Voronin V.N. Issues of Strategic Legal Regulation of the Implementation of Digital Technologies in Transport. Siberian Law Review. 2021;18(2):128-137. (In Russ.) https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-2-128-137

Просмотров: 387


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)