Preview

Сибирское юридическое обозрение

Расширенный поиск

Особенности германской модели судебного контроля за законностью применения дискреционных полномочий органами публичной власти

https://doi.org/10.19073/2658-7602-2025-22-4-627-642

Аннотация

Статья посвящена анализу германской модели судебного контроля за реализацией административного усмотрения органами публичной власти. Цель исследования заключается в выявлении нормативных и институциональных особенностей указанной модели, обеспечивающих ее функционирование в рамках правового государства и условиях необходимости защиты фундаментальных прав личности. Методологическую основу исследования составляют сравнительно-правовой, системный и функциональный подходы, а также анализ доктринальных источников и судебной практики Федерального административного суда Германии и Федерального конституционного суда Германии. В фокусе анализа находятся ключевые элементы германского административного права: принцип пропорциональности, концепция связанного усмотрения и доктрина сведения усмотрения к нулю. Рассмотрение данных категорий позволяет проследить, каким образом обеспечивается баланс между законностью, эффективностью публичного управления и защитой субъективных прав. Результаты исследования показывают, что германская модель характеризуется высокой степенью нормативной регламентации, развитой системой административных процедур и институциональной стабильностью судебной практики. Контроль дискреционных полномочий ограничивается проверкой их законности и исключает вмешательство судов в вопросы целесообразности. Вместе с тем судебная практика подтверждает активную роль высших административных судов в формировании стандартов допустимого государственного вмешательства, что придает судебному контролю функцию институциональной коррекции исполнительной власти. Особое внимание уделяется сравнению германской и французской моделей, что позволяет выявить концептуальные различия в понимании роли судебной власти и допустимых пределов административного усмотрения. В то время как французская система ориентирована преимущественно на критерий целесообразности, германская модель утверждает приоритет законности и процедурных гарантий. Сделанные выводы позволяют констатировать значительный потенциал германского опыта для российской правовой системы. Отсутствие кодифицированного закона об административных процедурах в России обусловливает необходимость заимствования отдельных элементов германской модели, в частности формализации критериев усмотрения и институционального укрепления судебного контроля. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения германских решений в целях совершенствования российского административно-процессуального права и повышения уровня правовой защищенности личности.

Об авторе

А. Д. Майле
Земельное ведомство по вопросам иммиграции и беженцев Министерства внутренних дел федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн
Германия

Алексей Давидович Майле, служащий земельного ведомства по вопросам иммиграции и беженцев; кандидат юридических наук; доктор права, магистр административных наук

ул. Хаарт, 148, Ноймюнстер, 24539

 



Список литературы

1. Schmidt-Aßmann E. Das allgemeine Verwaltungsrecht als Ordnungsidee: Grundlagen und Aufgaben der verwaltungsrechtlichen Systembildung. 2. überarb. u. erw. Aufl. Berlin : Heidelberg : Springer-Verlag, 2006. 469 S.

2. Rixen S. Gesundheitsschutz in der Coronavirus-Krise: Die (Neu-)Regelungen des Infektionsschutzgesetzes // Neue juristische Wochenschrift. 2020. Bd. 73, Heft 16. S. 1097–1103.

3. Kulick A. Gefahr, „Gefährder“ und Gefahrenabwehrmaßnahmen angesichts terroristischer Gefährdungslagen // Archiv des öffentlichen Rechts. 2018. Jahrgang 143, Heft 2. S. 175–219.

4. Зоммерманн К.-П. Принципы административного права // Дайджест публичного права. 2016. Вып. 5. № 1. С. 41–86.

5. Gabarda O. Vers la généralisation de la motivation obligatoire des actes administratifs?: enjeux et perspectives d’évolutions autour du principe de la motivation facultative: étude // Revue Française de Droit Administratif. 2012. A. 28, № 1. P. 61–71.

6. Соловей Ю. П. Дискреционный характер административного акта как обстоятельство, исключающее судебную проверку его законности // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 4. С. 72–99. DOI: https://doi.org/10.17323/2072-8166.2019.4.72.99

7. Старилов Ю. Н. Станет ли реформа исполнительной и судебной властей в России государственной гарантией осуществления концепции четырех «и»? (часть 2) // Научный вестник Омской академии МВД России. 2008. № 3 (30). С. 3–10.


Рецензия

Для цитирования:


Майле А.Д. Особенности германской модели судебного контроля за законностью применения дискреционных полномочий органами публичной власти. Сибирское юридическое обозрение. 2025;22(4):627-647. https://doi.org/10.19073/2658-7602-2025-22-4-627-642

For citation:


Maile A.D. Features of the German Model of Judicial Review of the Legality of the Exercise of Discretionary Powers by Public Authorities. Siberian Law Review. 2025;22(4):627-647. (In Russ.) https://doi.org/10.19073/2658-7602-2025-22-4-627-642

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)