Preview

Сибирское юридическое обозрение

Расширенный поиск

Анонс

АНОНС

 

Соловей Ю. П. Современные проблемы построения российской модели административного процесса: обзор всероссийской научно-практической конференции

Аннотация. Обзор содержит тезисы докладов участников всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы построения российской модели административного процесса», состоявшейся 4 июня 2021 г. в Сибирском юридическом университете (г. Омск) и явившейся очередным этапом развития дискуссии отечественных ученых-административистов о действующей модели российского административного процесса, его понятии, видах, объеме и структуре, направлениях совершенствования административно-процессуального законодательства,
исходя из стандартов правового государства и с учетом опыта зарубежных стран. Несмотря на различие подходов к пониманию административного процесса, теоретическому построению его модели, участники конференции выразили общее мнение о настоятельной необходимости разработки и принятия законодательных актов, обеспечивающих надлежащий уровень процессуализации административной деятельности и, соответственно, надежную защиту прав и законных интересов граждан и организаций в сфере их взаимоотношений с публичной администрацией.

Ключевые слова: административный процесс; административно-процессуальное законодательство; административное судопроизводство; административное производство; административные процедуры; Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации; административно-процессуальная деятельность; публичная администрация.

 

 

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА, ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

 

Воронин В. Н. Вопросы стратегического правового регулирования внедрения цифровых технологий на транспорте

Аннотация. Несмотря на осознание значимости цифровой трансформации автомобильных дорог как основы безопасности жизнедеятельности, социального и экономического развития страны, остаются совершенно не изученными вопросы технического, юридического и финансового регулирования отношений цифровизации транспортного комплекса на федеральном и региональном уровнях, детальной оценки влияния цифровых технологий на транспорте на социальные и экономические процессы в современном российском обществе. В российской доктрине в последние годы проводятся исследования в целом по вопросам формирования и развития цифровой экономики в России, в которых точечно и лишь в общих чертах упоминаются интеллектуальные транспортные системы без их комплексного анализа. На основе оценки текущего состояния и тенденций развития инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры в России, зарубежного опыта выявлены потенциальные проблемы внедрения цифровых технологий на транспорте в социально-экономическом и правовом измерении, сформулированы конкретные предложения по юридическому и финансовому регулированию вопросов и минимизации рисков ответственности за причинение вреда в условиях развития информационных транспортных систем. Проанализирована роль программ «Цифровая экономика Российской Федерации» и «Безопасные и качественные дороги» в развитии интеллектуальных транспортных систем, в качестве результатов выявлены перспективные направления использования беспилотных автотранспортных средств для улучшения качества жизни людей, развития предпринимательской деятельности, технологичных отраслей промышленности, повышения инвестиционной привлекательности России и укрепления ее позиций на международной арене. В исследовании использованы следующие методологические принципы: объективности; детерминизма; историзма; целостности; системности; структурности; функциональности; иерархичности; плюрализма объяснения и понимания права; компаративистики. В исследовании применены частные методы: правовой аналитики, законодательной техники, правовой компаративистики, экспертных оценок. В качестве основных результатов исследования выявлены особенности правового регулирования новых и перспективных отношений, возникающих в условиях цифровой экономики. Это стратегическое правовое планирование и правовой эксперимент. С учетом данного вывода сформулирована система предпосылок развития интеллектуальных транспортных систем на основе анализа национальных программ. Система предпосылок включает три уровня: технологические предпосылки, инфраструктурные и нормативные.

Ключевые слова: правовая стратегия, правовое регулирование, цифровая экономика, интеллектуальные транспортные системы, умный город.

 

 

ТРУДОВОЕ ПРАВО, ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Маматказин И. Р. Структурно-функциональный анализ пенсии как объекта пенсионных правоотношений

Аннотация. Пенсионная система Российской Федерации претерпела три кардинальных реформы. В 1992 г. начал действовать в России первый закон о пенсионном обеспечении, существенно отличавшийся от союзного законодательства. В 2002 г. в пенсионную систему были внедрены страховые принципы, что обусловило изменение всей системы пенсионного обеспечения лиц, работавших по трудовому договору, включая новые виды пенсионного обеспечения. В 2015 г. произошло существенное реформирование существующей страховой пенсионной системы, которое по своему значению является не менее значительным, чем все прежние изменения пенсионного законодательства. 
Каждая пенсионная реформа изменяла порядок расчета пенсии, законодательно устанавливая новую пенсионную формулу определения размера пенсии. Наряду с этим изменялись и структурные элементы пенсий.
Вместе с тем можно выявить сходные черты в структурных элементах пенсий, назначаемых в различные периоды, но на функциональном уровне. Совокупность похожих функций пенсионных элементов позволяет говорить об определенных закономерностях в развитии пенсионного обеспечения Российской Федерации. Так, несмотря на изменение природы пенсий с государственной на страховую, сущность пенсий, в целом, осталась прежней. Более того, сущность и функции элементов государственных и страховых пенсий во многом совпадают. 
Пенсия представляет собой сложную по структуре социально-обеспечительную выплату. Наличие структуры, наличие элементов и связей между ними, указывает на сложную функцию, выполняемую пенсией. Данную функцию нельзя свести к компенсационной функции, функции вспомоществования или функции замещения заработка. В структуре пенсии имеется элемент, отражающий прошлую трудовую деятельность. В различных по природе пенсиях это происходит по-разному: учитываются заработная плата (в пенсиях по государственному пенсионному обеспечению) либо страховые взносы (в пенсиях по обязательному пенсионному страхованию). Кроме того, пенсия должна предусматривать элемент, повышающий размер пенсии при наличии особых обстоятельств субъективного характера: нетрудоспособные иждивенцы, потребность в постоянном постороннем уходе. В пенсиях по государственному пенсионному обеспечению таким элементом являются надбавки к пенсиям, в обязательном пенсионном страховании эту функцию выполняет фиксированная выплата.
Социальные пенсии и накопительная пенсия являются однокомпонентными выплатами, что вызывает вопросы не только о природе этих пенсий, но и об их сущности.

Ключевые слова: страховая пенсия, обязательное пенсионное страхование, структура пенсии, элементы пенсии, трудовая пенсия, государственная пенсия, надбавки, повышения, фиксированная выплата, нетрудоспособные иждивенцы, нуждаемость в постоянном постороннем уходе.

 

 

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

 

Ерохин Д. В. Кодификация международного уголовного права: политико-правовой анализ

Аннотация. Вопросы систематизации международного уголовного права уже много десятилетий если и не находятся в центре внимания субъектов международного правотворчества, то, как минимум, не снимаются с повестки. Вместе с тем переговорный процесс по указанной тематике даже в настоящее время далек от завершения, остались неразрешенным значительное количество проблем как юридико-технического, так и политического характера. Анализ исторического опыта кодификации международного уголовного права, попытка его сведения в единый отчет – основная задача настоящей статьи, тогда как ее целью является определение наиболее значимых этапов кодификации международного уголовного права, установление предпосылок, принятых на международном уровне решений правотворческого характера, их логики и значения для текущего состояния системы международной уголовной политики. Методологию настоящего исследования составляют такие методы, как формально-юридический, логического и системного толкования права, историко-сравнительный анализ. Как основная, так и заключительная части настоящего исследования представляют собой краткий экскурс в вопросы формирования международной уголовной политики, обозначают основные ориентиры в исследовании различных направлений международного уголовного права.

Ключевые слова: международное уголовное право, международная уголовная политика, кодификация международного уголовного права, кодификация, проект международного уголовного кодекса, международный уголовный кодекс, проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, кодекс преступлений против мира и безопасности человечества, Комиссия международного права.

 

 

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

 

Башуров В. Б. Административно-правовые вопросы перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранения

Аннотация. Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие полномочия субъектов Российской Федерации по определению порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку и их хранения. Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с организацией деятельности исполнителей услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств, а также проведением отбора данных исполнителей услуг. 
Автором представлен анализ федерального и регионального законодательства в части реализации публично-правовыми образованиями полномочий в данной сфере отношений. Отмечены проблемы реализации федерального законодательства, а также основные подходы, сходство и различие «опережающего» правового регулирования рассматриваемых отношений на уровне субъектов Российской Федерации. Проанализированы существующие законодательные модели по привлечению органов местного самоуправления к осуществлению полномочий по организации специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств. 
В статье представлены варианты определения исполнителей услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств, осуществлен анализ правовых оснований реализации каждого из них с учетом существующей правоприменительной, в том числе судебной практики. В целях единого правового регулирования отношений по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств, направленных на реализацию меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде задержания транспортного средства, автором сформулированы предложения по законодательному закреплению за федеральными органами государственной власти полномочий по определению порядка отбора исполнителей услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств. Для обеспечения равных возможностей осуществления хозяйствующими субъектами деятельности на рынке услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств автором предложено в рамках вышеуказанного порядка определить требования к исполнителям этих услуг, а также критерии их конкурсного отбора. При этом в работе обосновывается необходимость обязательного применения территориального критерия отбора исполнителей данных услуг по перемещению и (или) хранению задержанных транспортных средств, учитывающего не только границы соответствующего муниципального образования, но и удаленность специализированных стоянок от социально значимых объектов.

Ключевые слова: задержание транспортного средства, специализированная стоянка, полномочие, конкурсный отбор, предметы ведения, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

 

Кобзарь-Фролова М. Н. Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие

Аннотация. Вступление в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации и те качественные изменения, которые были внесены в текст последней обусловили законодательную активность. Были приняты законы, отражающие изменения, внесенные в текст Конституции, и содержащие новые и/или малоисследованные термины, понятия, феномены. Особое внимание ученых и исследователей привлек вступивший в силу в декабре 2020 г. Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации», который впервые узаконил такие термины, как «публичная власть», «единая система публичной власти» и др. Вызывает также интерес позиция, выраженная в заключении Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-З в связи с запросом Президента Российской Федерации. Возникла необходимость дать разъяснения и авторские комментарии позитивного права страны вызванная указанными новеллами. Термин «публичная власть» не является новеллой для российской правовой науки, но и не был широко исследован, а в связи с законодательными изменениями он приобретает новые качества, характеристики, которые нуждаются в пояснении и обосновании. Законодатель приводит пространное определение данных терминов. Это делает необходимым осмысление их сути, выделения основных элементов системы публичной власти и демонстрация их политико-правовых связей, а также форм взаимодействия, которые имеют место в публично-правовом регулировании отношений между субъектами (элементами) единой системы публичной власти.
Цель: исследовать суть понятий «публичная власть», «единая система публичной власти», выявить характерные признаки понятия «единая система публичной власти». Среди основных задач: показать политико-правовые связи и формы взаимодействия, возникающие между субъектами (элементами) единой системы публичной власти. Методы: логический, аналитический, сравнительно-правовой, диалектический методы, позволяющие раскрыть сущность, внутренние связи и соотношение закрепленных в федеральном законе «О Государственном Совете Российской Федерации» понятий, выявить особенности единой системы публичной власти. Результаты: перечислены органы государственной власти, которые соответствуют признакам, указанным законодателем, выявлены политико-правовые связи и формы взаимодействия, возникающие между субъектами (элементами) единой системы публичной власти, сделаны соответствующие исследованию выводы.

Ключевые слова: публичная власть, единая система публичной власти, система органов, характерные признаки, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, политико-правовые связи, формы взаимодействия.

 

Сахно А. И. Проблемы кодификации законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Российской Федерации

Аннотация: Исследуются актуальные проблемы административно-правового регулирования в области охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, рассматриваются современные тенденции его развития и проблемы систематизации. На основе анализа статистических данных и практики применения актов международного права, регламентирующих вопросы взаимодействия в области предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, выводов и рекомендаций ВОЗ и других международных организаций, формулируются предложения по дальнейшему совершенствованию национального законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предлагаются способы его систематизации и варианты возможной кодификации. 
Анализируются особенности механизма административно-правового регулирования отношений, складывающихся при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в условиях распространения опасных заболеваний. Предлагается новая модель развития отраслевого законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия, основанная на современных критериях и принципах систематизации нормативных правовых актов, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и охрану здоровья граждан. На обсуждение выносятся основные варианты проектов модельных законов в виде кодифицированных правовых актов, направленных на улучшение деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, выполняющих функции государственного регулирования и санитарно-эпидемиологического надзора в исследуемой сфере отношений.

Ключевые слова: кодификация законодательства, тенденции, проект закона, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, санитарно-эпидемиологический надзор, международные санитарные правила.